По истечении трех лет «быстрых реформ» результат нулевой

Еще ни одну реформу мы до конца не довели.

Инвестируя, всегда хочется заработать по-быстрому. Это вполне соответствует человеческой природе. Даже долгосрочному инвестору приятно с первых же дней получить подтверждение правильности выбранной стратегии. Что уж говорить о трейдерах, нацеленных на быстрый результат. Это уж потом, если быстро не вышло, всегда можно «превратиться» из трейдера в долгосрочного инвестора. Хотя бы, душу успокоить — мол, даже сам Уоррен Баффетт иногда по нескольку лет ждет, пока его инвестиции окупятся. Так-то так, только у Баффетта есть стратегия, а любитель быстрых результатов, возомнивший себя долгосрочным инвестором, всё равно, дальше, чем на пару месяцев вперед смотреть не хочет, или не может.

Со страной нашей и реформами точно так же. Начинали-то как трейдеры. Что власть, что активисты рубахи на себе рвали, о необходимости быстрых реформ твердили, финансирование под них просили. Деньги проели, а быстро не получилось. Вообще никак не получилось, ведь, если быть честными с самими собой, ещё ни одну реформу мы до конца не довели. Слов умных наболтали, программ всевозможных понаписывали, рекомендаций надавали — на десять стран на сто лет хватит. Кредитов и грантов на помощь реформам сожрали столько, что некоторых, особо активных реформаторов, уже должно тошнить от изобилия. Одного только нет – результата.

Только не нужно опять про полицию, стабилизацию гривны, реформирование банковской системы и электронные закупки. Что, жить в стране и ездить по её дорогам стало безопаснее? Что, гривна превратилась в валюту сбережения, которую граждане хранят на долгосрочных депозитах, в реформированных банках? А, может, исчезла коррупция в государственном секторе экономики или, хотя бы, наметилась устойчивая положительная тенденция по её исчезновению?

Отдельные успехи, которые можно пересчитать на пальцах одной руки – ничтожны. Они не меняют ситуацию. Точно так же, как замазывание зеленкой пары прыщей не излечивает от раковой опухоли.

По истечении трех лет «быстрых реформ» результат нулевой. Экономика как была в коме, так и осталась. Колышется себе страна потихоньку, черпает бортом воду, как груженый рудой полузатонувший сухогруз на волнах падающих мировых рынков. Инвесторы, что внешние, что внутренние, уже давно нашли «десятую дорогу», одни в обход, а другие на выход из Украины. Народ из страны бежит в поисках лучшей доли, а нас все уговаривают, что «реформы идут непрерывно, охватывая все более широкий круг государственных институтов». Не достигнув никакого результата за почти три года, власть начинает цедить успокоительные капли о том, что хорошо, что реформы медленные, зато они будут надежными и бесповоротными. Что за ерунда? Никто не говорит о том, что реформы делаются за день. Но нельзя реформировать вечно. Три года – это срок. Многим странам, включая соседнюю Польшу, удалось за это время выкарабкаться из не менее сложных ситуаций и лечь на устойчивый курс развития.

«Спешите медленно!» — вот он, новый тезис. Не торопите власть, не мешайте ей. Ведь, где-то там, на невидимом фронте, идет важная работа по реформированию страны, которая сложится из невидимых «кусочков» в одну большую картину великой «перемоги». Одна проблема, что в стране есть только два места, откуда видны «успехи» реформ – это властные кабинеты и офисы многих мечтающих прибиться к власти гражданских активистов.

Обычные граждане, мне кажется, видят и оценивают ситуацию по-другому: реформы провалены, результатов нет, «реформаторы» себя дискредитировали и теперь нужно искать новых. Вот только вопрос — как этот поиск будет происходить, эволюционно или революционно? Да и кого найдут – вопрос тоже далеко неоднозначный.

Учитывая, что скупка долларов, при наличии возможности, продолжается, свободных ячеек в банках по-прежнему нет, а депозиты размещаются не «длиннее», чем на три месяца и, как правило, не больше, чем на 200 000 гривен, народ на эволюционную победу добра над злом не очень-то и рассчитывает, закономерно предпочитая ликвидность и надежность матраса доходности государственных обещаний.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам