Кремль допустил три главные ошибки.
Борис Немцов погиб, но дело его живет. В 2011-м это называлось «наХ-наХ». Для нынешней кампании название придумать не успели. Все делается впопыхах, когда до выборов остались считаные дни. Топовые блогеры работают стахановскими темпами. Но чем выше выработка – тем мельче уголек. Чем громче они кричат «Только не кидай бюллетень в этот терновый куст!», тем сильнее чешутся руки.
В 2011 году выборы были абсолютно стерильными: партию Немцова (ПАРНАС) оставили за бортом, «Яблоко» тоже. Участвовали только разные сорта «партии власти». В таких условиях призыв к бойкоту выглядел естественным и логичным – голосовать-то не за кого. Но руки чесались. И тогда Навальный предложил голосовать против – против «партии жуликов и воров»). Идея понравилась – рассерженные граждане на выборы пошли. В итоге «Единая Россия» опозорилась, а в Москве полгода продолжался «праздник непослушания».
Сегодня ПАРНАС и «Яблоко» – полноценные участники выборов. Более того, за счет талантливого популиста Мальцева ПАРНАС на этих выборах вполне может перехватить значительную часть электората КПРФ и ЛДПР.
На этом фоне экспресс-кампания «Не голосуй – козленочком станешь!» выглядит, как жест отчаянья. Похоже, Кремль впервые за 23 года с треском проигрывает выборы, которые сам же назначил и, вроде бы, полностью контролировал. Как же дошел он до жизни такой?
Первая и главная ошибка Кремля – отсутствие нового партийного проекта. Назначения Васильевой на пост министра образования и Кузнецовой на должность уполномоченной по правам детей – это, конечно, хорошо. Но поздно! Если бы выборы состоялись в декабре, набрали бы несколько свежих женских лиц и сдули бы пыль с лекал, по которым Березовский рисовал «Единство», а Володин – «Народный фронт». Но выборы зачем-то перенесли на сентябрь, и с этим уже ничего нельзя поделать.
Вторая ошибка – усложнение политического ландшафта. До сих пор Кремль использовал во внутренней политике только один инструмент – асфальтоукладчик. В асфальт закатывалось все, что движется. В итоге в 2011–2012 годах в России прошли идеальные выборы, полностью лишенные интриги. Надо было продолжать в том же духе. Допустив на игровое поле «Яблоко» и ПАРНАС, Кремль совершил роковую ошибку, забыв о бутафорском характере своей «мощи» и о том, что Москва сгорела от копеечной свечи.
Третья ошибка вытекает из второй – травля ПАРНАСа. В книге «От первого лица» воспитанник ленинградской подворотни рассказал про загнанную в угол крысу, которая на него напала. «Это было неожиданно и очень страшно», – вспоминал повзрослевший Володя. Думаю, сейчас у Путина есть все основания для дежавю. Изначально ПАРНАС был довольно заурядной краской в демократической части политического спектра. Одной из многих. Но потом пацаны вооружились палками и начали загонять ПАРНАС в угол. Сначала был убит создатель ПАРНАСа Борис Немцов. Нового лидера Михаила Касьянова ударили тортом, гоняли, как дикого зверя, по коридорам гостиницы, показывали на всю страну «секс-компромат».
В общем, ни в чем себе не отказывали – нарушили все табу, заступили за все флажки. А ведь Касьянов – рафинированный чиновник, бывший премьер-министр. С кем еще договариваться, как не с ним? Нужно было очень постараться, чтобы такой человек закусил удила. В итоге Касьянов вместе с эксцентричным профессором и харизматичным видеоблогером превратили предвыборные теледебаты в публичную порку Путина. Каждый день на федеральный каналах, в прайм-тайм населению методично сообщают о том, что «король – голый». И с этим уже ничего нельзя поделать.
У этой комбинации нет хорошего продолжения. Выборы обернутся для Кремля катастрофой. После подсчета голосов власти придется выбирать между продолжением публичной порки уже на думской трибуне и грубыми подтасовками, которые неизбежно выльются в новый этап «Болотной революции». В более удобное время, в более подходящем контексте… В последний раз по политическим мотивам я приезжал в Москву 10 декабря 2011 года. Постоял с Лимоновым на площади Революции, потом вместе со всеми ушел на Болотную. 18 сентября 2016-го тоже поеду. Голосовать…