Электронное декларирование: лишь бы не развели как котят

Законопроект расширяет определение «член семьи».

На днях мы с коллегами зарегистрировали в Верховной раде проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования отдельных положений о предотвращении коррупции.

Мне очень жаль, что мой коллега Єгор Соболєв не сумел разобраться и своим непрофессиональным комментарием ввел в заблуждение большое количество наших общих единомышленников. Мы действительно говорили с ним об этих изменениях, поскольку мне важно его мнение; но, при всем искреннем уважении, я не считаю его суждения последней инстанцией истины касательно юридических вопросов.

Я глубоко убежден, что именно такой дилетантский, пусть и искрений, подход ко многим вопросам позволяет системе обыгрывать нас всех «как котят».

Тем не менее, я готов и буду объяснять все свои законодательные инициативы в парламенте до тех пор, пока не отвеченным не останется ни один вопрос по сути. В данном конкретном случае мне придется объяснять очень доходчиво, чтобы быть понятым не только юристами, но и всем интересующимся. Дочитайте плз до конца.

1. О членах семьи. Разберитесь: предложенные изменения в закон не упрощают, а УСЛОЖНЯЮТ жизнь коррупционерам.

Законопроект не сужает, а четко определяет и расширяет понятие членов семьи по сравнению с существующим толкованием. Дело в том, что в действующем законе «О противодействии коррупции», термин «член семьи» очень размыт и НЕ дает возможности определить, кто именно подпадает под понятие совместного проживания.

При этом подзаконными актами НАЗК определяется, что «членом семьи» декларанта является тот, кто совместно проживает с ним /…/ по состоянию на последний день отчетного периода, то есть, для годовой декларации – 31 декабря.

А теперь – внимание (!) – если на момент 31 декабря вы не проживаете с человеком (расстались или развелись, к примеру, 30 декабря), у вас есть законное право НЕ УКАЗЫВАТЬ его в своей декларации.

ЕЩЕ РАЗ: действующую норму «о последнем дне отчетного периода», которую Егор предлагает оставить в силе, легко обойти, заявив, что ты не проживал с лицом конкретно 31 декабря, хотя весь год перед тем жил вместе, вел общее хозяйство и т.д.

То есть, банальный развод или простое доказательство несовместного проживания в новогоднюю ночь позволит тысячам судей, прокуроров, депутатов, министров и высокопоставленных чиновников по всей стране не указывать своих жен и мужей в электронной декларации.

Законопроект, который мы предложили РАСШИРЯЕТ определение «член семьи». К уже существующей норме про 31 декабря было добавлено (!) еще и АЛЬТЕРНАТИВНОЕ основание для определения члена семьи о совместном проживании с декларантом большую часть года, даже если лица не проживают вместе по состоянию на последний день года.

Таким образом, под новое определение попадут ОБЕ категории: И те, с кем декларант совместно проживал на конец года, И те, с кем он проживал большую часть года. Это измерение РАСШИРЯЕТ объем декларирования и сужает возможности для злоупотреблений.

ПОВТОРЮ еще раз для глав парламентских комитетов. Согласно предложенному законопроекту, членами семьи являются, в частности, лица, которые по состоянию на последний день отчетного периода ИЛИ (!) в течение не менее 183 дней в течение предыдущего года совместно проживали, были связаны общим бытом, имели взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживали, но не состояли в браке, с субъектом декларирования. Это позволит избежать юридической неопределенности и возможных злоупотреблений, связанных с уклонением от декларирования активов членов семьи должностного лица.

2. Касательно средств, одолженных другим лицам.

Это в принципе техническая правка. Дело в том, что требование об указании «средств, одолженных третьим лицам» приводится в законе ДВАЖДЫ в рамках одной и той же статьи: в п. 8 и п. 9 ст. 46.

Предложенным законопроектом предлагается лишь исправить эту ошибку и изъять ОДНО из этих упоминаний. А именно из пункта 9 ст. 46 закона убираются слова «позичені іншим особам кошти», поскольку он касается финансовых обязательств декларанта. (Заем средств другому лицу не является финансовым обязательством декларанта, а является обязательством третьего лица перед декларантом).

При этом норма о необходимости указания «средств, одолженных третьим лицам» ОСТАЕТСЯ в п. 8 этой же статьи, где речь идет о денежных активах декларанта. То есть, если декларант занял кому средства, то это считается его активом в понимании закона о предотвращении коррупции.

Соответственно этой нормой объем декларирование НЕ сужается. Это всего лишь техническая правка, призванная исправить ошибку в законе.

И ПОСЛЕДНЕЕ

У меня все ок с самооценкой и адекватностью, и я вполне допускаю, что если окажется, что этот законопроект сможет нанести вред системе электронного декларирования, у меня хватит смелости признать ошибку, отозвать его, дополнить или исправить и подать снова. Это слишком важный вопрос, чтобы ставить его под угрозу собственных амбиций.

А в целом, я думаю, нам пора взрослеть, и, по возможности стараться избегать истерик.

Мы слишком много прошли вместе, чтобы так легко разбрасываться взаимным доверием.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности