Президентские выборы в США беспокоят не только американцев.
Окончание войны на востоке Украины, и разрешение сирийского конфликта должны беспокоить Европу больше, чем США. Конфликт в Украине при поддержке России является прямым результатом решения киевских властей двигаться к членству в Европейском Союзе. В результате сирийского кризиса Европу затопили беженцы. И все же европейские лидеры либо неспособны справиться с этими ситуациями, либо не хотят ничего делать, пока не выяснят позицию США. Встреча лидеров Германии, Франции, России и Украины в среду в Берлине и последующий саммит ЕС в четверг, которые не привели к значимым результатам, доказывают, что и Украина, и Сирия в настоящее время находятся в подвешенном состоянии именно из-за выборов в США.
Переговоры в Берлине были первой встречей четырех ключевых стран в этом году. Канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, президент России Владимир Путин и президент Украины Петр Порошенко встречались лично, только когда принимали серьезные решения – или, по крайней мере, надеялись на их принятие. Если оценивать встречу в этом аспекте, ее исход разочаровывает.
По итогам пятичасовой беседы не подписано никаких документов, и оказалось, что стороны по-разному воспринимают то, что согласовано. Путин сказал, что четыре лидера «продолжат совместную работу на политическом направлении» и расширят миссию ОБСЕ на востоке Украины. Видение Порошенко конкретнее: до конца ноября составят дорожную карту для полного осуществления Минска-2 и введут «полицейскую миссию» ОБСЕ – вооруженного контингента для обеспечения безопасности и справедливости местных выборов. Меркель и Олланд упомянули дорожную карту, но не конкретный срок ее создания, и говорили о миссии ОБСЕ, но не называли ее полицейской.
Похоже, Меркель и Олланд воздержались от давления на Путина и Порошенко по выполнению детально прописанных пунктов Минска-2. Обсуждение дорожной карты означает, что эти пункты, а также порядок, в котором они должны быть выполнены, теперь пересмотрят. Французские и немецкие лидеры прекрасно знают, к чему это приведет. Правительство Порошенко не допустит местных выборов на Донбассе, пока Россия не позволит Украине вновь получить контроль над восточной границей. РФ же не отдаст контроль над границей, пока не пройдут выборы.
Германия и Франция «продолжают игнорировать главное требование Украины – вначале восстановить контроль над границей и только потом говорить о выборах, – написал губернатор Одесской области Михеил Саакашвили на своей странице в Facebook. – В любом случае половинчатые решения, которые приведут к узакониванию оккупации вряд ли пройдут в Раде, а даже если и пройдут, не будут приняты общественностью Украины».
Вот почему никто, кроме Порошенко, который ищет причины, чтобы обвинить Путина в невыполнении соглашений, не готов назвать конкретный срок. Составление дорожной карты без прорыва в переговорах на высоком уровне заведет в тупик.
Администрация президента США Барака Обамы во многом переложила разрешение кризиса в Украине на Меркель и Олланда.
Следующая администрация может сломать этот шаблон, например, заняв сторону Украины относительно последовательности выполнения политических пунктов, предоставив Киеву летальное оружие и введя более жесткие экономические санкции в отношении России. Либо она могла бы занять сторону России относительно того, что сначала нужно провести выборы, и придержать экономическую и техническую помощь Украине, пока она не уступит.
Пока не избран новый президент, ни один из этих вариантов не может быть осуществлен, так что сторонам не имеет смысла договариваться.
В среду Меркель и Олланд также говорили с Путиным о Сирии, обвинив Россию в том, что она является соучастником военных преступлений в Алеппо. Они ничего не добились: Путин ответил, дескать, его курс действий зависит от США. «Мы надеемся, что наши партнеры, в первую очередь наши американские партнеры, будут делать все, что обещали, в том числе отделение террористов Фронта ан-Нусра и им подобных от так называемой здоровой части оппозиции», – заявил он после переговоров.
Европейские лидеры проглотили этот очевидный намек. В четверг саммит ЕС осудил действия России в Сирии, но лидеры Евросоюза не смогли ввести каких-либо конкретных санкций в отношении РФ, ограничившись угрозой «дальнейших ограничительных мер в отношении лиц и организаций, поддерживающих режим, в случае продолжений зверств», – это указание на неэффективные санкции, которые уже введены против России из-за Украины.
США должны взять на себя инициативу в этом вопросе. Европа, теряющая больше, чем Америка, от введения экономических санкций против России, не сделает первый шаг. Кроме того, она недостаточно активно участвует в сирийской войне, чтобы обсуждать касающиеся ее политические решения с Путиным. Новой администрации США потребуется быстро решить, выберет она жесткую линию, усилит антироссийские санкции и, возможно, даже примет сражение с войсками сирийского лидера Башара Асада, или пойдет на сделку с Путиным, в результате которой Асад останется у власти.
России, Европе, Украине, режиму Асада и сирийским повстанцам не помешала бы большая ясность относительно курса действий США. В конце концов, дебаты между двумя главными кандидатами в президенты закончились, и каждый из кандидатов мог выбрать определенную позицию. Но вместо этого кампания превратилась в швыряние грязью друг в друга, которое будет продолжаться еще три недели. А затем победитель займется формированием администрации и стратегией работы с вновь избранным Конгрессом. Многие украинцы и сирийцы не доживут до того момента, когда США примут решение.