О «минимуме-3200».
Правительство способно на сюрпризы. Как приятные, так и не очень. В среду премьер-министр вдруг всех огорошил заявлением, что минимальная зарплата в Украине вырастет в 2 раза. Все по привычке записали это заявление в популизм и принялись считать курс гривны и нагрузку на печатный станок.
Слишком часто то или иное правительство в Украине пользовалось этой простой установкой, покупая любовь избирателей. Но в этот раз все может быть совсем не так.
У данного решения, не исключено, будет позитивный фискальный эффект. Т е, говоря более простым языком, оно не увеличит дефицит бюджета, а уменьшит его. Хотя на первый взгляд это выглядит не логичным, но ключевым является намерение правительства отвязать социальные выплаты от суммы минимальной зарплаты.
В результате, рост минимальной зарплаты не приведет к росту пенсии, заработных плат в государственном секторе. Не должно это привезти и к росту самых разных штрафов. Пока это только намерение, и мы еще увидим баталии в парламенте и крики популистов о том, что власть опять идет на геноцид.
При его реализации мы увидим, с одной стороны, необходимость бизнесу вывести из тени часть зарплат в конвертах. Слишком много украинцев сейчас получает на бумаге минимальную зарплату, а все остальное в конверте. Это, на самом деле, и есть главная цель новации.
Теперь платить меньше чем 3200 гривен бизнес не сможет. Резкий рост цен за последние годы, в первую очередь в результате девальвации гривны, привел к существенному отрыву установленного уровня минимальной зарплаты от реальности.
Все-таки, реальный рост доходов населения был даже на бумаге. Еще более сильный он был по факту. В то же время, плательщики зарплат в конверте просто увеличивали темную сторону дохода своих сотрудников, продолжая показывать налоговой старые уровни. Таким образом, разумно предполагать, что поднимая минимальную ставку до определенного уровня мы не будем цеплять низкооплачиваемых сотрудников, а только теневые зарплаты.
Так уж получилось, что никто не будет по своей воле выходить из тени. Налоги – это зло для любого бизнеса. Но в рамках социального договора по созданию государства – необходимое зло. Соответственно, только пряниками мы никак не вытянем бизнес из тени. Нужен еще и кнут.
Но поскольку давать его в руки нашей службы ГФС очень опасно, по вполне понятным соображениям, правительство пошло другим путем. И необходимо заметить, что кнут пришел на год позже пряника, когда ЕСВ было снижено почти в 2 раза. Так что политика правительства даже может быть отнесена к справедливой.
Есть, конечно, и риски. Во-первых, математика. И во вторых тоже, кстати. Цифра 3200 должна была бы быть результатом сложных расчетов в сложной модели, которая приводит к позитивному росту со стороны налоговых поступлений, но не заставляет бизнес уйти в тень еще больше.
В то же время, есть разумные опасения что сама она стала результатом банального умножения на 2 предыдущей минимальной зарплаты. А значит нет и детальных расчетов данной суммы и эффект может стать непредсказуемым для правительства.
Это не только уход в тень ряд предпринимателей, но и уравниловка зарплат в государственном секторе. Все же, часть бюджетников сегодня получают гораздо ниже установленной суммы в 3200 гривен. А значит они получать совершенно реальный рост зарплат, что не может не радовать их и членов их семей.
Но с другой стороны, если кто-то получал раньше 3300 гривен, а его подчиненный – 1600, то теперь разрыв между ними может составить всего 100 гривен, не соответствуя разнице в их квалификации. Впрочем, такая проблема возникла бы и в случае подъема минимальной зарплаты до любого другого уровня, будь то 2000 гривен, 2500 или 3000 гривен.
Опасения в данном случае могут снять только расчеты Минфина, которые было бы неплохо показать экспертному сообществу.