Выборы в США: победитель получает все

Хиллари Клинтон уверенно лидирует.

Проснувшись утром 9 ноября, мы узнаем ответ на вопрос, кто стал новым президентом США — Хиллари Клинтон или Дональд Трамп. Впрочем, у меня ответ уже есть: скорее всего, им станет Хиллари Клинтон. Она по‑прежнему лидирует.

Если только не случится чего-то из ряда вон выходящего. Я имею в виду нечто посерьезнее, чем не очень внятное заявление директора ФБР Джеймса Коми о том, что начато некое новое расследование, которое может затронуть — а может, и не затронет? — злополучную историю о “неправильном” сервере Клинтон.

Демарш Коми — отдельный эпизод, который вряд ли станет для Клинтон “черным лебедем”, как успели объявить некоторые наблюдатели. Достаточно почитать публикации в ведущих американских СМИ.

Да, откровенные недоброжелатели Клинтон торжествуют: наконец‑то эта негодяйка получит по заслугам! Но есть немало и тех, кто жестко критикует директора ФБР, нарушившего правило американских спецслужб и правоохранительных органов — не предпринимать никаких шагов или действий в самый канун выборов, способных повлиять на результат в пользу одного из кандидатов.

Строго говоря, в США есть даже федеральный закон, так называемый акт Хэтча (по имени предложившего его сенатора Карла Хэтча), принятый еще в 1939 году, который в данном случае может считаться грубо нарушенным. Еще неизвестно, каким боком все это обернется для директора ФБР.

К тому же его критики указывают, что заявление Коми бросает тень на плетень — никаких подробностей, никаких новых прямых обвинений в адрес Клинтон, просто туманные слова о том, что в ходе совершенно другого расследования всплыл некий лэптоп, на котором могут находиться фрагменты электронной переписки, проходившие через злополучный клинтонский сервер.

Некоторые сторонники Клинтон, например, сенатор Гарри Рейд от штата Невада, напрямую обвиняют директора ФБР в двойных стандартах: мол, вцепился в Клинтон, а многочисленные сигналы о возможных связях Трампа с Россией не расследуются.

Вспоминают, что в прошлом Коми — республиканец, и хотя он вроде бы объявил, что больше не является зарегистрированным избирателем Республиканской партии, некоторые намекают, что он вынужден под давлением бывших однопартийцев хотя бы сымитировать попытку вернуться к расследованию “дела о сервере”.

Лидер есть

И не надо, пожалуйста, восклицать возмущенно: а как же недавний опрос крупнейшей американской телесети АВС, показавший, что разрыв между Клинтон и Трампом сократился до минимума в 1%? Разве это не результат скандала, вызванного заявлением директора ФБР? Едва ли.

Дело в том, что в Америке таких опросов проводится великое множество, почти ежедневно и в общенациональном масштабе, и в отдельных штатах. В тот же день, 30 октября, другая ведущая американская телесеть — NBC — опубликовала свой опрос, cогласно которому Клинтон опережает Трампа на 7%.

Но главное в необычных для нас условиях американской избирательной системы — это средняя температура по больнице.

Значение имеет только расклад по штатам. Потому что в США существует система выборщиков. Их всего 538. Они распределены между 50 американскими штатами и столичным округом Колумбия весьма неравномерно. На долю почти 40‑миллионной Калифорнии приходится 55 выборщиков, на долю Монтаны, занимающей на карте США почти такую же площадь, но имеющей лишь один миллион населения,— только три.

Голоса избирателей подсчитываются в каждом штате по отдельности. Но если один из кандидатов набрал хотя бы на голос больше, ему уходят все голоса выборщиков от этого штата до единого. Иными словами, действует формула: победитель получает все.

Можно, немного упрощая, объяснить эту замысловатую систему таким образом: за победу в каждом штате кандидату как бы начисляются очки. 55 — за победу в Калифорнии, 38 — за победу в Техасе, 29 — за победу в Нью-Йорке и так далее. Для общей победы достаточно 270 очков, то есть голосов выборщиков. Причем вне зависимости от того, набрал ты чуть больше или даже чуть меньше своего соперника в целом по стране.

На финишной прямой

Помните, как в 2000 году долго не могли объявить, кто стал президентом США, все пересчитывали голоса во Флориде? Наконец выяснилось, что за Буша там проголосовало всего на 537 граждан больше, чем за Гора, но в итоге все голоса выборщиков от этого ключевого штата достались ему, и что принесло Бушу общую победу. Хотя в целом по стране Буш уступил Гору более полумиллиона голосов.

А был еще 2004 год, о котором мало кто помнит. Хотя тогда ситуация была в чем‑то даже покруче. Точно так же, ноздря в ноздрю, к финишу пришли все тот же Джордж Буш, боровшийся уже за переизбрание на второй срок, и его соперник сенатор Джон Керри — тот самый, что нынче занимает пост госсекретаря США. Все решалось от расклада голосов в Огайо — кто побеждает, тот и получает последние, решающие 20 очков — 20 голосов выборщиков. Ранним утром после выборов стало ясно, что образовался внушительный, в сто с лишним тысяч голосов, разрыв в пользу Буша, и Керри признал себя побежденным. Однако чисто теоретически, если бы Керри удалось тогда одержать победу в Огайо, то президентом стал бы он. И это создало бы невиданный прецедент — в целом по стране он собрал бы почти на три миллиона (!) голосов меньше, чем Буш.

Вот вам и средняя температура по больнице — ничего не поделаешь, такие правила.

И вот по этим правилам Хиллари Клинтон уверенно лидирует. По подсчетам популярнейшего в политической Америке сайта realclearpolitics. com, в основе которых лежат обобщенные данные предвыборных опросов за много недель, по состоянию на утро 2 ноября Клинтон с высокой долей вероятности могла заручиться голосами 259 выборщиков — то есть до победы ей не хватало 11 голосов. Кстати, до выступления директора ФБР у нее их было 263. То есть урон составил 4 голоса. Ее же соперник Дональд Трамп мог похвастаться только 164 голосами. Ему не доставало еще 106.

Конечно, нельзя полностью исключить возможность того, что позиции Клинтон ухудшатся, а Трампа улучшатся за те несколько дней, которые разделяют выход этого номера в свет и день голосования 8 ноября. Но вряд ли радикально.

Судите сами: набрать дополнительно 11 голосов или 106 — задача Трампа почти в десять раз труднее.

Ему нужно победить практически во всех штатах, где пока ни он, ни Хиллари не имеют очевидного превосходства. Речь прежде всего о Флориде, Северной Каролине, Колорадо, Неваде и Нью-Хэмпшире.

Избирательная наука

Вот тут самое время обратиться к данным другого американского сайта — fivethirtyeight. com (пятьсот тридцать восемь — по числу всех выборщиков). Этот сайт был создан в 2008 году блестящим молодым ученым-математиком Нейтом Сильвером, который заинтересовался еще и псефологией — наукой о поведении людей накануне и в ходе выборов. Кстати, многие слышали о такой науке? В США ей занимаются на серьезнейшем уровне.

Псефолог Сильвер разработал сложную математическую модель, учитывающую не только результаты опросов, но и экономические данные, и многие другие показатели, характеризующие жизнь и настроения избирателей в том или ином штате, и с помощью этой модели стал составлять прогнозы.

В 2012 году на президентских выборах он точно спрогнозировал, кто победит в каждом из всех 50 штатов. С тех пор его сайт завоевал многомиллионную аудиторию, и Сильвер продал его за огромные деньги компании ESPN, сохранив за собой должность руководителя.

Так вот. Опять‑таки, по состоянию на утро 2 ноября, прогноз Сильвера относительно вероятности общей победы Клинтон на президентских выборах выглядит так: Клинтон — 71,2%, Трамп — 28,8%.

Вероятность победы Клинтон в ключевых штатах, где ей необходимо взять верх для общего успеха (не во всех, заметьте, а в одном или двух): Флорида — 52,2% против 47,8%, Северная Каролина — 51,4% против 48,6%, Колорадо — 75,8% против 24,2%, Невада — 57,3% против 47,8%, Нью-Хэмпшир — 73,3% против 26,7%

И, наконец, прогноз соотношения голосов выборщиков — основной показатель, в которых описывается победа того или иного кандидата на президентских выборах в США. Нейт Сильвер предсказывает, что Клинтон наберет 304 голоса, Трамп — 234.

Через несколько дней мы узнаем, не были ли самонадеянны эти прогнозы. Ждать осталось совсем недолго.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам