Честно признаем: сложно.
В первую очередь, сложно потому, что самой Америке непросто. Демократы, у которых, казалось, все так хорошо складывается, просто размазаны. Поражение полное и не вызывающее малейших сомнений.
Обама из благодушного без пяти минут пенсионера, с достоинством и любовью передающего дела своей преемнице, первый в истории – первой в истории, превратился в лузера, два срока которого в Белом доме довели Америку до Трампа.
Уходить придется под свист и обидные крики в спину. Республиканцы получили вроде бы своего президента при своих конгрессе и сенате, но разругались еще раньше, ведь перед тем, как снести Клинтон, Трамп как следует потерзал собственную партию.
Да так, что многие готовы были от него отречься. А как теперь отречешься от президента?
Очевидно, что Путин, который последнее время занимался тем, что проверял границы терпения западных лидеров и у Обамы их вроде бы нащупал, теперь получает новое развлечение.
Всякими условными прутиками кремлевские будут тыкать в Дональда Трампа, пытаясь понять, где его сильные и слабые стороны, и как можно его с выгодой использовать. Даром того американская пресса называла «полезным идиотом Путина»?
Может, ничего полезно слабого и не найдут, но в процессе экспериментов Украина может заметно пострадать. Если слабина у нового президента обнаружится – еще хуже. Раньше бы уповали на здоровый американский общественный организм и инерцию сверхустойчивых институтов, но тут-то как раз обнаружилось, что с организмом и институтами некоторый непорядок.
Для нас тут имеется еще одно досадное, но очень важное обстоятельство. Как в случае с Brexit, не уловили настоящего настроения общества эксперты и социологические службы. И это на рынке экспертного мнения, где сумасшедшая конкуренция и инструменты замера, отточенные на тысячах избирательных кампаний разного масштаба.
Любые сомнения в грядущей победе Хиллари Клинтон развенчивались убедительно и с цифрами в руках. Но это оказались не те цифры. Чрезвычайно важно выяснить, почему так вышло, найти новые опросные техники глубже ковырнуть пласты настроений и убеждений. А досадно, потому что и так бытующее у нас острое недоверие социологии надолго получило подпитку.
«Социология – не наука» — теперь эту дурацкую сентенцию будут повторять чаще, кивая на Америку. Да, давайте изучать общество по разговорам с таксистами и основываясь на собственной природной проницательности, имитируя беспрецедентное чутье публики, которым наделен Дональд Трамп.
А еще его случай – это история о пресловутой американской мечте. Трамп, конечно, родился с золотой ложкой во рту, но ворваться на вершину мировой политики за считаные месяцы и буквально с улицы, даже если эта улица – Пятая авеню на Манхэттене, потрясающее достижение.
При всей экстравагантности, а порой и просто отталкивающих сторонах миллиардера-шоумена, он доказал, что если нельзя, но очень хочется – то можно. Дедушке 70 лет, а он сделал себе самый неимоверный подарок на закате своей долгой жизни, стал самым могущественным человеком на планете, вопреки сумасшедшему сопротивлению.
Сейчас все испытывают обоснованную тревогу, как он этим подарком распорядится. Но вот этой дерзости мечты и следующего за ней дела не стыдно у него поучиться. Учиться вообще не стыдно.
Боюсь только, что подражать станут внешней стороне, его хамским привычкам, принимая их за отныне модный признак силы. Мы еще столкнемся с карго-культом Трампа в исполнении каких-нибудь брутальных кретинов. Но это уже будет другая история.