Задача-максимум – показать миру, что Украина является failed state.
Украина остается страной с внушительными проблемами, но не безнадежной. Несмотря на продолжающийся конфликт на Донбассе, рейтинговое агентство Fitch подняло суверенный рейтинг нашего государства с ССС до В-, что позволяет рассчитывать на привлечение инвесторов и реанимацию украинской экономики. Подобная перспектива по душе далеко не всем, тем более — российскому руководству, для которого существование независимой Украины, даже в нынешнем состоянии, становится проблемой.
Логика Кремля в целом понятна: там создали для украинских политиков разной степени оппозиционности платформу для наращивания своей популярности, не требуя взамен клятв в преданности «лично Владимиру Владимировичу». Российской власти в отношении Украины нужны «не шашечки, а ехать», она поддерживает любые усилия по дестабилизации ситуации внутри нашей страны. Информационных, организационных и финансовых ресурсов для этого хватает.
Фон для этих усилий выглядит благоприятным. Это и усилия Национального банка по очищению банковской сферы, создавшие предпосылки не только для информационной атаки на главу правления НБУ Валерию Гонтареву, но и инициирования «финансового майдана». И повышение тарифов на услуги ЖКХ в непростых экономических условиях, ставшее запоздалым, но необходимым решением по оздоровлению государственных финансов. И обнародование е-деклараций, не добавивших в массе своей светлых красок в портреты украинских политиков. Но главная причина — заметная усталость общества от продолжающегося третий год кризиса, которая легко конвертируется в управляемую потребность в легких решениях, своеобразном общественно-политическом плацебо.
Эти настроения охотно используют в собственных интересах представители разных политических сил. Интересно отметить, что от организации акций протеста в центре Киева открестились и «Батьківщина», и «Оппозиционный блок» (их представители предпочитают метать гром и молнии во власть с парламентской трибуны). Провайдером протестов стала активно раскручиваемая партия «За жизнь» Евгения Мураева и Вадима Рабиновича, который будут энергично приписывать своим заслугам принятие Верховной Радой закона о защите обманутых вкладчиков, призванного компенсировать финансовые потери тем, кто имел неосторожность связаться с банком «Михайловский».
Однако полагать, что одним законом можно снять накопившееся напряжение — верх наивности. Как представляется, всплеск протестов неслучайно организован поздней осенью, когда информационное пространство открыто для манипуляций по поводу повышения коммунальных тарифов и эффективности предоставления субсидий. Разглагольствования о «тарифном геноциде» в исполнении политиков, в свое время ничего не сделавших для уменьшения энергетической зависимости от России, выглядят показательной характеристикой нравов, царящих в украинском обществе. Если учесть структуру собственности облэнерго, возможный дефицит угля и публичную жалобу Путина Ангеле Меркель на Украину, «которая снова будет воровать газ» — прогнозировать последующие события достаточно легко.
Задача-минимум акций протеста — добиться проведения досрочных парламентских выборов, в которых заинтересована группа формально противодействующих политических сил, как представленных в парламенте, так и находящихся за ее пределами. Претендентов на парламентское большинство и премьерский портфель несколько, что создает конкурентную среду и расширяет возможности российской власти для поиска партнеров. Задача-максимум — продемонстрировать мировому сообществу, что Украина является failed state. Для Кремля это особенно актуально на фоне процесса международного признания российской агрессии в Крыму и на Донбассе. Режим Путина политически заинтересован в демонстрации миру слабой Украины, разрываемой изнутри, за которую нет смысла вступаться на любом уровне.
Что в этом случае можно посоветовать украинскому руководству? Не только купировать недовольство вкладчиков одного банка экстренным принятием закона, но и обеспечивать эффективную коммуникацию по линии власть—общество, осуществлять понятные миллионам сограждан и нашим иностранным партнерам действия, стремиться быть предсказуемой. Пока наши политики не поймут, что национальные интересы должны быть выше партийных и личных, «шатуны» будут бесконечными.