Авторитаризм в России прошел стадию либерального лицемерия.
Что значит арест Улюкаева, разработка Дворковича и прочее? Ну, во-первых, понятно, что арест этот — полный фейк. Год ФСБ прослушивает министра экономического развития, готовит спецоперацию, докладывает Путину о каждом шаге и в итоге берет его во время подготовки покупки «Роснефтью» «Башнефти» на взятке в два миллиона долларов. Министра.
Экономического развития. Два миллиона долларов. Жалких сто тридцать миллионов рублей. Когда у никому не известного полковника Захарченко нашли девять миллиардов. А у никому не известной тогда Евгении Васильевой — шестнадцать.
Кто-нибудь в этот лепет верит? Кто-нибудь верит, что за одобрение покупки одной гигантской нефтяной компанией другой нефтяной компании министру дают взятки стоимостью меньше принятой в тех кругах стоимости приличной квартиры? На уровне, не знаю, начальника ОВД.
Начальника таможенной смены на границе. И что министр экономического развития такой тупой, чтоб взять эти крохи. Вместо того, чтобы войти в управление компанией, или получить пакет акций, или войти в ближний круг, или в круг людей, которые принимают решения.
Я вообще сомневаюсь, что на таком уровне вопросы решаются банальными неинтересными деньгами. Кого они, на этой высоте, интересуют-то уже, деньги. Они там так же естественны, как воздух. Все равно, что нам с вами предложить взятку в два вдоха. Другого уровня преференции.
В общем, понятно, что к реальности — как и все в этой стране — это не имеет никакого отношения.
Тогда что же? Подковерная борьба Следственного комитета и ФСБ? Ястребов и либералов? Сечинских и кудринских?
Да, безусловно. И это тоже. Безусловно, подковерная борьба башен Кремля друг с другом. Но все же и это следствие. Главная же причина, как мне кажется — в другом.
На мой взгляд, арест Улюкаева лежит в той же плоскости, что и назначение собственного охранника губернатором Калининградской области. Или другого охранника командующим нацгвардией.
В той же плоскости, что и постоянная перетасовка лиц и должностей в правительстве. Все эти перманентные в последнее время назначения, снятия, переназначения, перемещения с места на место, приближения и удаления, возвышения и опалы.
Мне кажется, что все это означает одно. Авторитаризм в России прошел стадию либерального лицемерия, наконец осознал сам себя и перешел на новый уровень.
Автократу не нужно больше делать вид, что он зависит от того или иного профессионала в правительстве. От того или иного губернатора в области. От того или иного назначения или от того или иного ареста.
Автократия в России осознала себя как единственный источник власти в стране, единственный инструмент управления страной, единственного суверена, не нуждающегося больше ни в каких посредниках хоть в ранге министра, хоть в ранге губернатора, не нуждающегося больше ни в чьей поддержке и даже ни в чьей лояльности, поняла, что ей никто кроме себя больше не нужен, перестала делать вид, что нужен, что решения принимаются кем-то еще, кроме автократа и окончательно замкнулась в себе.
Потому что, если узурпатор не осознает свою незыблемость и не уверен полностью в своем абсолютизме, он не может позволить себе таких фокусов со своими вассалами.
Следствием этого осознания и являются все эти назначения коней в сенат, перемещения из стойла в стойло и аресты. Чего не было совсем недавно.
Вам же не важно, какая лошадь в каком стойле стоит, правда? Важно иметь конюшню. Это приличествует. У любого уважающего себя ближневосточного диктатора должна быть конюшня. У любого уважающего себя европейского диктатора должно быть правительство. Парламент и министерства.
А как именно и в каком стойле там внутри стоят твои личные лошади — твое личное дело. Как бог на душу положит, так и стоят. Как дворнику удобно. Можно перемещать из стойла в стойло по желанию. Жевание лошадью сена от этого не изменится. А кое-кого время от времени можно — и нужно — и отправлять на колбасу.
У автократа есть ближний круг приближенных к нему людей, которым он доверяет лично, персонально и безоговорочно — насколько можно понять из выступлений самого автократа, несколько человек — в первую очередь те, с кем принималось решение по аннексии Крыма.
Все остальные перестали иметь для него значение.
Он больше не нуждается в их поддержке. Более того, он перестал нуждаться даже в их лояльности. Перестал делать вид, что заинтересован в них. Хоть как-то.
Это неизбежно. Ни по какой другой логике ситуация развиваться не могла. Более того, ни по какой другой логике она развиваться не будет и в дальнейшем. Автократия может только усиливаться. Она не имеет заднего хода. И время тех, кто арестовывал сейчас Улюкаева, придет довольно быстро.
И уже довольно скоро они так же будут, не понимая, вращать глазами и «пытаться позвонить высокопоставленным покровителям» — как сейчас сообщает СК РФ об Улюкаеве. В общем, классическое «произошла чудовищная ошибка, позвоните товарищу Сталину».
А потом, когда второй уровень будет вычищен, настанет время и ближнего круга. Настанет, настанет. Это неизбежно. А потом настанет время звенящей одиночеством пустоты на вершине пика полной, абсолютной, стопроцентной власти, холодной гранитной диктатуры. А потом… Ну, тут товарищ прокурор запрещает мне говорить, что будет потом, и я прекращаю дозволенные речи.
Но и это будет тоже. В общем, пересмотрите «Утомленные солнцем». Иногда у придворного менестреля получалось хорошее кино. А имена, должности, суммы и сроки — уже вторичны.