Пустая сцена украинского политикума: где взять элиту

Украинская элита скромна в исторических амбициях.

Среди объектов массового остроумия снова лидирует Надежда Савченко. Это совсем не то лидерство, о котором она мечтала. Не имея возможности радоваться действиям популярных политических фигур, за неимением таковых публика отводит душу, склоняя вышедших в тираж кумиров. Лидеры всё не появляются, кумиры выходят в тираж раньше, чем успевают закрепиться в кумирском качестве. При этом разговоры о перевыборах пресекаются мрачным вопросом: «А кто взамен?» Страна испытывает острую элитную недостаточность.

Нет, тех, кто пытается нами управлять, ощущается явный избыток, особенно если учесть, во что их содержание и последствия управления обходятся. Они все выучили слова гимна, истово крестятся на двенадцать звёзд евросоюзного флага, но глазу отдохнуть практически не на ком. Ведь это всё тот же дерибанящий класс, там-сям украшенный, как стразиками, вчерашними героями сопротивления.

Собственно, именно в них, во вчерашних героях, реальных и мнимых, видели надежду и пытались разглядеть замену взятым во временное пользование «предателям своего класса», как охарактеризовал экономист и советник трёх президентов Александр Пасхавер вчерашних выходцев из политической школы Кучмы. Ладно, пусть не замену, а бдительных контролёров от лица народа. Но они где-то там, среди предателей, растворились, парасюки с гаврилюками, не делая погоды. Пытается делать погоду Савченко, но лучше бы не пыталась, поскольку за этим просматривается предательство иного рода.

«Ситуация поразительная: сцена готова, публика ждёт, а играть некому. Есть жаждущая перемен и предельно нуждающаяся в них страна, есть исторический вызов, а никто не откликается»

Из героев сопротивления — сопротивления старому режиму, России — выходят плохие герои развития. Может, случаются исключения, но пока на одного агента развития приходятся тысячи опытных дерибанщиков. Многие из них искренне видят свою задачу в том, чтобы изменить старую систему распределения государственного пирога, изменив пропорции в пользу, допустим, армии и народа, но принцип дележа как основы политического и экономического процесса тот же.

Популярный упрёк — «вы же сами их выбирали». Нет, выбирали других, тех, на кого так-сяк надеялись. Этой надеждой пытались заткнуть, как паклей, собственные сомнения в способности новых-старых сломать систему, заточенную под перераспределение, и воплотить какую-то жизнеспособную динамичную модель. Теперь-то уже ясно, что они не справились, да и задачу себе такую не ставили. Вместо развития — мелкие перебежки, не поднимая головы и не отвлекаясь на стратегию.

И опять возникает повышенный спрос на сопротивление, теперь уже нынешнему недолюстрированному режиму. Под борцов мимикрируют все, включая ключевых его представителей. Но обманываться уже сложно, а открыто надеяться даже неудобно, будто сознаться, что веришь в Санта-Клауса.

Ситуация поразительная: сцена готова, публика ждёт, а играть некому. Есть жаждущая перемен и предельно нуждающаяся в них страна, есть исторический вызов, а никто не откликается. Этим и отличается настоящая элита от временщиков — нескромной готовностью отвечать на вызовы и им соответствовать. Наши безнадёжно скромны.

И всё-таки что-то в этом Санта-Клаусе есть. Не может не быть.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности