hronika.info
Иван Компан
Все статьи автора
Мнения

Эпопея с Приватбанком: выбор без выбора

Что будет дальше.

Ну что за декабрь выдался? Как в гоголевском «Вие»: «Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь!». Так и у нас – что ни новость, то гадость.

Политика. Голландия широко закрыла перед нами двери в ЕС. Конечно, «Европа непоследовательна», «Европа не видит дальше своего носа», «Европа еще за это заплатит». Что и говорить, во всем виновата Европа. А то, что сами три года воровали, попрошайничали и болтали, и так несколько раз по кругу, похоже, не считается. После всех коррупционных скандалов и невыполненных обещаний Европа вряд ли воспринимает нас, как страну, стремящуюся познать и впитать европейские ценности.

Вполне вероятно, что Запад вот-вот начнет восстанавливать отношения с Россией. Если мы за три года профукали фантастический шанс реформировать страну, сидим и ничего не делаем, то зачем западному миру терять возможности? Отказ вводить новые санкции и продлевать срок нынешних с 6 до 12 месяцев вполне может служить сигналом, что потепление в отношениях с Россией уже не за горами. Коммерческий интерес Европы к России вполне может перевесить праведное негодование политиков от зверств в Алеппо. Большинству бюргеров тоже наплевать, что происходит на Донбассе и в Сирии, так что сочинить политически-корректное оправдание такому шагу труда не составит.

Макроэкономика. Ожидаемый рост ВВП в этом году, в 1%, если это можно назвать ростом, и инфляция в 14%, а это точно можно назвать инфляцией – не очень вдохновляющий результат. Прогнозы на 2017 более оптимистичные, но с прогнозами и обещаниями у нас проблем не было никогда. Нехорошая новость в том, что согласно статистике НБУ дефицит текущего счета платежного баланса за период с начала года составил $2.5 млрд (3.4% от ВВП). Это значит, что валюта в дефиците. Для сравнения, в прошлом году за аналогичный период этот показатель составил $303 млн (0,4% от ВВП). Главная причина – сокращение экспорта в Россию в 1.4 раза, в то время, как рост экспорта в ЕС вырос всего лишь на 1.1%. На этом фоне решение НБУ сделать валютные ограничения бессрочными выглядит вполне закономерно и принято оно не от хорошей жизни. По-прежнему, гривна ещё далека от безопасной зоны.

Приватбанк. Эпопея с Приватбанком, по-моему, только начинается, и расплачиваться придется всей стране ещё очень долго. Власть пошла по единственно возможному пути и, мне кажется, что принимавшим решение просто не оставили выбора. Спасение банка старыми акционерами, во имя сохранения репутации, изначально выглядело слишком романтичным сценарием. В Украине, особенно среди «элиты», репутация всегда ценилась дешевле денег. Ликвидация грозила моментальной катастрофой, не только финансовой, но и социальной, с непредсказуемыми последствиями. Возможно, пришлось бы ответить, здесь и сейчас.

«Дружественная национализация», хотя не знаю, кто и кому в этой ситуации друг и, похоже, что народ Украины в этот закрытый клуб друзей не входит, позволила избежать сиюминутной трагедии, превратив её в долгосрочную драму.

Теоретически, план спасения выглядит чудесно и, со слов его авторов, никак на нас с вами не повлияет. Особенно «безопасным и ответственным» выглядит тезис о том, что государство собирается изготовить 150 миллиардов гривен, избежав при этом негативного давления на курс и роста инфляции. А самые романтичные, на мой взгляд, обещания старых владельцев платить по кредитам связанных лиц. Такими обещаниями уж точно сыт не будешь.

Хотя, у истории с Приватбанком есть и положительный эффект. Его национализация означает, что чистка банковской системы Украины, «в основном», закончена. Лишь бы не так, как у Хрущева, объявившего на партийном съезде, в 1961, что уже в 80-х годах в СССР будет «в основном построено коммунистическое общество». Чем закончилось, всем известно!

Как ни крути, а за последние дни страху нагнали. Конечно, у нас есть и чем гордиться. Как обычно, это реформа полиции, ProZorro и безвиз, который уже не за горами, но если ничего нового, по-настоящему хорошего, в самое ближайшее время не появится, то останемся мы, как та церковь у Гоголя: «…так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги».

Источник

Рекомендуем прочитать

Король Карл III и наследие колониального прошлого

OSHU

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

OSHU

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам

OSHU