К счастью, плохие тоже.
Это для меня небольшой сюрприз. Не то чтобы я считал Станислава Говорухина или Иосифа Кобзона сторонниками вандалов и поклонниками хулиганизма, но Говорухин и Кобзон люди патриотической направленности, люди, встроенные в государственную систему. Не то, чтобы государственная система открыто поддерживала хулиганов и вандализм, но в последнее время скалывалось ощущение, что система не сильно-то и против. А стало быть, и люди, которые встроены в систему, тоже не должны быть сильно против. Даже если не согласен – лучше промолчать. Вот поэтому для меня стал сюрпризом законопроект, инициированный Кобзоном, Говорухиным и их коллегами, предусматривающий наказание за порчу, осквернение и прочие безобразия по отношению к произведениям искусства.
Я думаю, что в авторах проекта в этот момент проснулись не просто депутаты, а художники. Каждый художник чувствует себя неуютно и примеряет на себя ситуацию, когда видит, как какие-то полудурки выливают на картины мочу и швыряют какашки, как гопники в лампасах и одержимые бесами православные с хоругвями атакуют выставки. Ты никогда не можешь быть уверенным в том, что завтра эти байкеры или буденовцы не устроят вакханалию на твоей выставке или спектакле. Если закон примут – это будет тот редкий случай, когда Дума выполнит свое прямое предназначение, а не просто проштампует какую-то ерунду.
Впрочем, в России есть немало вполне приличных законов и правил. Если бы мы жили в строгом соответствии с ними, то и жизнь была бы не такой унылой. Но в России хорошие законы не работают. Правда, и плохие, слава богу, работают не всегда. Но хорошие работают еще хуже. Поэтому сразу же посмотрим на строгость наказаний. Штраф до 50 тысяч, если я хулиган-самоучка. А если я ответственное должностное лицо, то за обливание скульптур и фотографий зеленкой мне грозит до 200 тысяч. Есть еще общественные работы – пять круглых, непрерывных суток труда. Эта норма симпатичнее всех. Облил зеленкой или дерьмом – вот и оттирай все это сам пять суток напролет. А штрафы, как таковые, никого уже особо не пугают. В условиях инфляции, когда деньги дешевеют, штрафы дешевеют тоже. Ну, так что же – сажать? Человек, который выражает свое отношение к искусству с помощью фекалий, прежде всего дурак. А за глупость, вообще-то, не сажают. Хотя бывают исключения. Испоганит какой-нибудь идиот Джоконду, так картину будет жаль не меньше, чем человека. Порча полотна станет похожа на убийство. Но такое все-таки редкость. Поэтому сажать не обязательно.
Ведь самым эффективным способом борьбы с преступностью является не строгость наказания, а его неотвратимость. Если всю эту шантрапу после принятия закона действительно начнут поголовно ловить и штрафовать, шантрапы станет меньше. А если будут, как и прежде, смотреть сквозь пальцы и тихонько даже подбадривать казачков, мотоциклистов и самопальных батюшек, то какими тут штрафами и кого вы напугаете?