Настоящие кризисы случаются, когда паровоз летит к ним на всех парах.
Жадность окончательно победила страх на фондовом рынке Штатов, да и всего мира. Страх, который доминировал сразу после кризиса, иногда еще давал о себе знать, но сейчас почти капитулировал. Что не может не пугать, потому как настоящие кризисы случаются именно тогда, когда паровоз летит к ним на всех парах. Но пока до кризиса еще далеко, грех не поучаствовать в празднике.
Так думают все. И вот уже Доу Джонс превосходит сакральные 20 000 пунктов, S&P500 торгуется на исторических максимумах и откроется в пятницу на отметке 2296 пунктов. Рынками как всегда движут ожидания.
Конечно, помогает и то, что корпоративная отчётность выходит как на подбор, лучше ожиданий, но в основе роста лежат ожидания, что Трамп начнет выполнять не только самые бредовые свои ожидания. И речь идет уже не только о фискальных стимулах, про которые, судя по курсу доллара, люди начали потихоньку забывать, а прежде всего о налоговых послаблениях.
Пока же новый американский президент пугает мир и прежде всего – своих соседей. Когда не занят пререканиями с американскими журналистами, что получается у него лучше всего. Не зря, в букмекерские конторы Лондона уже вовсю принимают ставки на то, что мистер Трамп не досидит в своем кресле до конца избирательного термина.
При этом, котировки на это крайне высоки. Если вы поставите на это событие, то получите не больше 1,8 к одному, что гораздо меньше, чем вероятность победы канадцев в каждом чемпионате мира по хоккею или бразильцев по футболу.
При этом ставки на то, что Дональд Трамп покинет Железный трон в результате импичмента, принимаются с коэффициентом 2 к 1, оставляя достаточно высокую вероятность для тех случаев, которые, по мнению кардинала Ришелье, способны изменить историю.
Далее в фильме был приведет целый ряд таких случаев, уже известных к веку короля Людовика 13, но и история американских президентов и так знает их не мало.
Пока же Дональд Трамп еще входит во вкус власти, играясь в стены и балуясь с ядерным чемоданчиком, в Давос на Всемирный экономический форум, случайно избравший своей темой «Ответственное лидерство» приезжает президент Китая и выгодно оттеняет шалуна из Белого Дома. И обрисовывая потенциальные контуры нового мира, к которому мы можем прийти, особенно если выборы этого года во Франции и Германии пройдут не правильным образом.
Но пока доминирует жадность, а инвесторы рыщут по планете в поисках доходности. И приходят к Украине в том числе, ведь наша доходность остается наивысшей, если не считать совсем клинические случаи, вроде Венесуэлы. В результате, это поддерживает не только котировки уже торгующихся бумаг, но и позволяет выходит на рынок дебютантам.
Дебюты бывают разные. Бывает первый бал Наташи Ростовой, про который все знают только то, что он был, и не больше. Бывает дебют имени Трампа, очень запоминающийся, когда люди не знают, плакать от страха или смеяться. А бывают очень удачные дебюты, когда новичок сходу становится любимцем класса, а самая красивая девочка предлагает ему место за своей партой.
Таким стал дебютный выпуск еврооблигаций Кернела, который вышел на рынок с выпуском на $500 млн. Компания, которой изначально предрекали уровень доходности в 10%, смогла разместить пятилетний выпуск с доходностью 8,875% благодаря высокому спросу, изначально превышавшему выпуск в 8 раз, практически сведя в ноль спред к своему рыночному аналогу, Мироновскому Хлебопродукту, давнему любимцу рынка. Может быть, даже один агробизнесмен в результате мог звонить на яхту к другому агробизнесмену и троллить его, запивая свою радость шампанским.
Теперь уже и Минфин может всерьез задуматься о планах по выходу на рынок, чтобы не зависеть от следующего транша МВФ, получить который будет уж очень непросто. И если фантастические 5%-6%, которые как-то озвучивали в правительстве, пока не светят Украине, то доходность 7,5%-8,0% уже выглядит реальной.
А если Минфин еще сделает не новый выпуск, а продлит обращение выпуска с 2019 годом, как ранее делали корпоративные эмитенты, тот же Мироновский Хлебопродукт, то не только привлекут еще и новые деньги, но и частично решат проблему пиковых выплат в 2019 году.
А это важно, учитывая, что год будет необычный. Пока же суверенная кривая торгуется в диапазоне 7,0%-8,4%. А на фоне размещения Кернела снова очень привлекательными выглядят ДТЕК, Феррекспо и компании группы СКМ. Не говоря уже о госбанках. Да что там госбанки, даже котировки на еврооблигации Приватбанка подросли и торгуются (правда, очень редко и в малых объемах) выше 20% от номинала. На что рассчитывают эти люди, сказать сложно.
К вселенной украинских еврооблигаций так или иначе относится и процесс в Лондонском Суде, где наши российские не-товарищи пытаются добиться погашения пресловутого долга Януковича. Пока суд должен решить, идти по короткой процедуре или по длинной, о чем будет думать ближайшие три месяца. Нам нужна длинная процедура, и будем надеяться, что братишка Тони Блэра, ведущий этот процесс, окажется чуток к аргументам украинской стороны. Шансы на это есть, и достаточно высокие.
На внутреннем рынке главной новостью стали действия Национального банка. Регулятор оставил учетную ставку без изменений, на уровне 14%. Что логично, учитывая, что хрупкое равновесие на валютном рынке только-только установилось. Пока же НБУ подталкивает ставки на рынке вниз намеком в сторону государственных банков, что у них крайне высокие депозитные ставки.
И рекомендуя их снизить. Учитывая, что ставки приходилось задирать в конкуренции с еще частным Приватбанком, то их нынешнее снижение вполне вероятно. А тогда и ставки по ОВГЗ могут уйти ниже текущих 15%-16%.
На рынках акций царит разная атмосфера за границей и дома. И если на внешних рынках акции украинских компаний в основном бегут вверх, особенно тут старается Кернел, то на внутреннем рынке объемы снова пропали.
Не иначе как мороз виноват. Индекс УБ открыл пятницу на отметке в 861 пункт, что конечно очень близко к максимуму за последний год, но все равно где-то под плинтусом. Особенно на фоне российского ралли прошлого года. На что рано или поздно должны обратить внимание жадные спекулянты. По крайней мере, пока жадность правит миром.