Ситуация нуждается в серьезной дискуссии.
Конечно, задержание и выдворение из страны, и еще и потому, что в соседней стране тебя обвинили в причастности к терроризму — это не шутки. Поэтому легкомысленное «одиссея» я здесь употребляю только ввиду того, что речь идет о писателе, который к тому же, нужно отдать ему должное, достаточно сдержанно рассказал о своем злом приключении.
Есть еще одна причина вспомнить об одиссее, но об этом позже.
Ситуация с задержанием и депортацией из Беларуси Сергея Жадана, на мой взгляд, нуждается в серьезной дискуссии, и не менее серьезных и сложных выводах в Украине.
Речь, конечно, не о самом Сергее Жадане или, упаси Боже, его вымышленной россиянами причастности к терроризму.
Речь также не об иронических «предложениях» талантливого писателя в МИД отреагировать на его минские перипетии разрывом дипломатических отношений с Беларусью, или объявлением крестового похода.
Судя по всему, в момент задержания Сергей Жадан в МИД (посольства Украины в Беларуси), скорее всего, не обращался. А если бы и обращался, то, во-первых, вряд ли добился бы чего-нибудь среди ночи. А если бы и добился, то вряд ли украинский консул смог бы помешать белорусским «силовикам» сделать то, что они сделали.
Теперь, конечно, МИД Украины должен отрабатывать. Сергей Жадан — не какой-то пешеход через границу с сигаретами. Это же уже хорошо признанный и в Украине, и за ее пределами представитель творческой элиты страны, культуру которой мы собираемся популяризировать через вновь украинские институты. А популяризировать украинскую культуру, а не умея защитить интересы и обеспечить свободу передвижения украинским художникам — это у нас вряд ли получится.
Но вот тут и начинается одиссея.
Приключения Одиссея напрямую связаны с Троянской войной, которая якобы была задумана богами, чтобы избавиться от героев и начать эру людей. Поэтому те герои, которые не нашли смерти на или под стенами Трои, как хитроумный и многострадальный Одиссей, должны были бы погибнуть по дороге домой.
Все просто, все проблемы Одиссея были связаны с тем, чтобы он был носителем определенных качеств, представителем определенного уклада, с которым вели борьбу боги.
Сергей Жадан, как и многие другие украинцы, являются носителями ценностей, которые представляют угрозу для режимов в Москве, Астане или Минске даже большую, чем терроризм.
И со всем искренним уважением к Сергею Жадану я поражен, что он не понимает простого факта: те проблемы, которые возникли у него в Минске, произошли именно потому, что он и есть новоявленным крестоносцем.
Украинский МИД или украинская власть никогда не объявит никому никакого крестового похода. В их институциональной памяти и организационной структуре не заложены ценностные подходы.
Но своеобразный крестовый поход уже давно объявили и ведем мы, украинцы. Наша готовность отстаивать свои права, нежелание жить в искусственных рамках ложной альтернативной реальности и «легальности», навязанные без учета наших интересов и прав, — это же делает нас такими-себе эпическими героями, которые, по мнению достаточно таки реальных московских или минских божков, должны быть уничтожены, чтобы не ставить под сомнение их олимпийское правление.
Помню сообщения СМИ, как несколько лет назад в Минске на концерте Океана Эльзы запретили украинские флаги. Все украинское становится в закрытых, недемократических обществах на постсоветском пространстве трендом демократии, свободы, стремление к переменам.
Украинцам уже пора выйти за рамки своего ментального хутора.
Выходя на площади, отдавая жизнь за свободу и право, вступив в вооруженную борьбу с российским нашествием, борясь с коррупцией, разрывая шаблоны власти, мы не просто решаем какие-то собственные внутренние проблемы. Мы являемся носителями определенного мировоззрения.
И нашему мировоззрению противостоит не только Россия или отечественная клептократия, но и мировоззрение Трампа и его советников, мировоззрение Марин Ле Пен и т.д.
Но посмотрите также на выступления американцев, протесты румын, борьбу пусть немногочисленной, но самоотверженной и жертвенной белорусской оппозиции — мы далеко не одиноки в своей борьбе.
Поэтому, еще раз подчеркиваю, что говорю с нескрываемым и глубоким уважением к Сергею Жадану и его творчеству, когда украинец пересекает границу в сторону Мордора (неважно, какой его части — России, Северной Кореи или Белоруссии), то уже не существует никаких дружеских посиделок, «просто презентации книги», «просто концерта» или там «просто на эфир». Вы в походе.
В Беларуси, России, Казахстане украинцы находятся на вражеской территории. И не полагайтесь слишком на официальную ложь о том, что дипломатические отношения с теми странами нам нужны, чтобы защищать права сограждан. Нет у наших сограждан в тех странах никаких прав, потому что там не имеют элементарных прав местные граждане. Там нет права. И защита прав граждан (хоть в Украине, хоть за ее пределами) еще не стала сильной стороной украинской власти.
Поэтому, уезжая в Беларусь или в Россию, засовывая голову в пасть льва, помните, что вам ее могут откусить.
Даже наша индивидуальность является угрозой тамошним режимам. Поэтому не удивляйтесь, что против вас применят силу репрессивной машины. Во-первых, у них больше нечего противопоставить нам, а, во-вторых, крестовый поход начали мы.
И мы или получим для себя и для других свой Иерусалим в виде права и свободы, или превратимся в очередной мертвый или смирившийся народ.