Украина – страна околоевропейская.
Четвертый квартал 2016 года Украина завершила с ростом экономики на уровне 4,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2015-го; по сравнению с третьим кварталом 2016-го, рост составил 1,9%. В четвертом квартале года рост вообще, как правило, больше, чем в третьем – но только если речь идет о растущей экономике. Если же экономика падает, то и рост будет меньше.
То есть, украинская экономика действительно растет, и причины тому есть разные. Как правило, наша экономика растет тогда, когда растут цены на экспортируемые Украиной сырье и полуфабрикаты.
Обеспечен ли рост реформами, сложно сказать. Реформы, несомненно, приносят пользу, однако она не так быстро проявляется в конкретных вещах. Тем более, что их темпы очень отличаются от европейских.
Мы – не европейская страна. У нас не получается системно и быстро.
Во-первых, потому что революционеры, майдановцы, не выдвинули в политику радикальных реформаторов. Вместо этого они передали власть наиболее либеральным представителям старого политикума. Тип поведения и навыки этих людей соответствует их старому опыту. По природе своей, они не революционеры.
Во-вторых, ценности, на которых построены реформы в странах Восточной Европы, совпадали с ценностями населения. Они строили институты на европейский манер. А у нас страна околоевропейская. У населения другие ценности – ценности выживания, а не развития.
Процесс реформ, как и всякий процесс насильственных изменений, – это кризисный процесс. Население чувствует на себе этот кризис, но не готово принимать его, как это было в европейских странах.
В-третьих, у нас война.
В-четвертых, сопротивление нашего олигархата и включенность населения Украины в коррупционную систему несопоставимы с европейским опытом. Сопротивление украинских олигархов сильнее и изобретательнее.
Но даже в условиях этих трудностей реформы в Украине идут. Но идут несистемно и небыстро. Возможно, только возможно, это и есть наш путь. Ведь есть объективные факторы, которые заставляют нас так себя вести.