Некоторые исторические аналогии неуместны.
Петр Порошенко в своем церемониальном выступлении вспомнил старую байку о китайском лидере, якобы ответившим на вопрос об оценке Великой французской революции: «Прошло только двести лет, делать выводы – преждевременно». Это был бы весьма остроумный уход от критики, если бы не звучал как-то издевательски.
При полном ощущении бездарно утекающего сквозь пальцы времени нас просят потерпеть с выводами еще пару веков. Да и сама байка, не от хорошей жизни вытащенная на свет божий спичрайтерами президента, имеет мало общего с действительностью.
Во время исторического визита Ричарда Никсона в 1972 году в Китай у премьера и министра иностранных дел Чжоу Эньлая, по свидетельству дипломатов и архивов китайского МИДа, действительно спросили его мнение о Великой французской революции. Тот не понял и решил, что его спрашивают о парижских событиях 1968 года, в которых приняли участие французские маоисты, вполне по свежим следам, и постарался корректно уйти от ответа. Все остальное – домыслы журналистов. Как известно, все, что скажет пожилой китаец, несет на себе печать глубокой восточной мудрости для некитайцев. Но не каждый, кто повторит слова китайца, будет выглядеть столь же мудро, особенно если тот ничего такого не говорил.
Политика – это стиль, и стиль нынешней власти имеет мало общего не только с революционностью, но и с минимальным новаторством. В этом, собственно, заключается главная претензия, а не в по-детски капризном требовании плюшек уже сегодня.