Что стало ключевой особенностью Украины на этой неделе.
Американские рынки продолжают уверенный рост. Его можно было бы назвать даже ралли, так существенно прибавили индексы в последнее время, если бы не скучная поступательность и неспешность. День за днем индексы поднимаются вверх, беря один исторический рубеж за другим.
И это несмотря на то, что, по слухам, пряники от новой администрации Белого Дома надолго откладываются, примерно до 2018 года, когда их снова можно будет достать перед промежуточными выборами в Конгресс. Трампу, наверное, некогда, ведь он занят наведением порядка в школьных туалетах, где негодяй Обама разрешил трансгендерам ходить в любой, а Дональд не смог этого так оставить.
С другой стороны, как показывает опыт последних недель, чем меньшую активность развивает президент, тем лучше для всех. Утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке в 2363 пункта. Неожиданное ралли в европейских долговых инструментах (прежде всего в самом надежном из них – немецких гособлигациях) немного выбивается из общего благостного фона, но, видимо, вызвано аллергией на выборы и другие волеизъявления народа, появившейся у рынков после 2016 года.
Поборники здравого смысла (многие видят руку масонов) наступают в предвыборной гонке во Франции. Один из основных конкурентов Макрона, нашего человека в Париже, снял свою кандидатуру, а ближайших помощников местной ведьмы Марин Ле Пен арестовали. Конечно, сторонникам Ле Пен на это совершенно плевать, они проглотили бы даже новость о том, что Марин поедает по утрам младенцев (главное, чтобы это были мусульманские младенцы, тем более у страны и так есть богатый исторический опыт Варфоломеевских ночей), но во втором туре это не должно дать ей разогнаться.
И чем черт не шутит, может и ее арестуют за противоестественные финансовые связи с Путиным, например. Жаль, конечно, что у нее нет привычек бывшего главы МВФ и нынешнего члена наблюдательного совета банка Кредит-Днепр, а то было бы гораздо проще.
А так придется следить за вторым туром, где добро должно биться со злом и переживать, тем более – за плечами горький опыт Брекзита и Трампа. Да и социология плохо работает в том случае, когда в голосовании за какого-то конкретного кандидата стыдно признаться в приличной компании. А признаваться в обществе в том, что ты голосуешь за Марин Ле Пен во Франции, примерно то же, что за бокалом вина в Киеве говорить, что готов отдать голос за Ляшко (Юлю, Свободу, нужное подчеркнуть).
Так мы плавно перешли к нашим баранам. Ключевой особенностью украинского сегмента на этой неделе было то, что у каждого сторожа детского садика оказался свой план. И он норовил его показать всему миру, а прежде всего, Трампу и Путину.
И если безумные планы безумных людей, пытающихся подсунуть прочесть их американскому президенту (его умение читать, кстати, не доказано), пока он сидит и размышляет о жизни в уборной, мало волнуют рынок облигаций, то план по национализации всего, что еще работает в ОРДЛО, который могут подсунуть Путину, должен взволновать держателей еврооблигаций.
Этот план, конечно, точно так же безумен, ибо продукцию всех этих заводов потом можно будет продавать только на базаре под Ростовом, но Кремль известен своей любовью к разным проявлениям безумия. Пока, впрочем, инвесторы переваривают безумие блокадников, отключивших здравый смысл и продолжающих сидеть на железнодорожных колеях.
Бьет это, прежде всего, по бумагам группы СКМ, у которой вообще не складывается в последнее время. То какие-то люди без определенного рода занятий блокируют поставки угля и руды, то испанцы блокируют продвижение вперед по турниру Лиги Европы команды, у которой на футболках выведены заветные три буквы. Хотя тут сами виноваты, нужно было оставаться во Львове. Там блокируют только мусор.
Попытки оценить точные потери что Метинвеста, еврооблигации которого пока не торгуются из-за реструктуризации и его котировки еще не включают в себя блокаду, что ДТЭК довольно сложны и чреваты неточностями. Тот же паралич Енакиевского металлургического завода может оказаться не таким страшным, ведь руда туда поступала с подконтрольной территории и теперь уже ее можно смело отправлять на экспорт. Конечно, выручка уменьшится, даже несмотря на продолжающееся ралли цен в руде, но не упадет в ноль.
А ДТЭК, если так будет продолжаться и дальше, судя по всему, просто перейдет на поставки белорусского антрацита. Там известный европейский хаб, где можно купить все: от угля до креветок, и антрацит стоит немногим дороже, чем при прямой поставке из Донбасса. Суверены же торговались разнонаправлено, и если и было давление, то оно чувствовалось на длинном конце кривой. В то же время покупатели активничали в коротких бумагах, сигнализируя, что рынок верит в здравый смысл Украины и в то, что страна останется в программе МВФ и никаких проблем в 2019 году не будет.
Гривна чувствует себя уверено, даже несмотря на дополнительный выходной в штатах на этой неделе и все старания блокадников. Самое интересное на валютном рынке Украины это не колебание гривны, которая сейчас каждый день может прибавлять по пару копеек, а динамика спреда между межбанковским рынком и черным. Еще месяц назад этот спред доходил до 1,5 гривен, сейчас же ушел фактически в ноль. Неудивительно, что на этом фоне НБУ продолжает поступенно снижать валютные ограничения.
Порадовали и госбанки, синхронно снизившие ставки на депозиты, что уже нашло отражение в снижении доходности ОВГЗ, пока не значительной, но очень симптоматичной. Как на вторичном рынке, так и на первичных аукционах Минфина, где ставки опустились ниже 15%.
А рынок акций продолжает оставаться вещью в себе. Мало реагируя на любые события, в том числе и на блокаду, которая, по идее, должна касаться половины украинских нынешних и бывших голубых фишек. Индекс УБ открылся в пятницу на уровне в 933 пункта.