О чем говорит возращение кумира индустрии «сотовых».
В отличие от оригинала, который сняли с продажи более 10 лет назад, возрожденная модель от HMD предлагает интернет-браузер и цветной экран, хотя пользоваться интернетом не так и просто с экраном в 2,4 дюйма. Впрочем, телефон не очень подходит для заполнения той ниши сотовых, что осталась на развивающихся рынках Индии или стран Африки. Дешевый смартфон за $52 можно купить практически везде. Средняя рыночная цена в последнем квартале 2016 была $19.
Покупатели таких моделей в Индии и Африке (а это около 125 млн за три месяца, тогда как продажи смартфонов – в три раза больше) не ностальгируют. Им нужна функциональность, прочность и длительная работа батареи – это основные черты доступных сегодня мобильных телефонов. 3310 фокусируется исключительно на ностальгии, в том числе, благодаря новой версии классической змеи. Этот телефон настолько легендарен в Финляндии, что символизирует неуязвимость в наборе «национальных» смайликов, которые выпустил премьер-министр. Его предшественник и аналог – 3210, оказался на 34 месте в списке журнала Time «50 самых важных гаджетов всех времен», опередив Sony Discman и Segway.
Но 3310 перевыпустили, вероятно, не ради больших продаж. Таким образом хотели обратить внимание на первую линейку недорогих смартфонов, использующих Android, которые тоже вышли под брендом Nokia.
Я готов первым признать, что зависимость от смартфона – это плохо. В 2016 году исследование компании Deloitte показало, что среднестатистический взрослый американец проверяет телефон 47 раз в день, а молодые люди от 18 до 24 – 82 раза в день, то есть каждые 20 минут, если спят по 8 часов (50% ответивших, кстати, сказали, что проверяли телефон даже посреди ночи). Мне уже не 24, но боюсь, что я проверяю телефон минимум дважды в час, если нет доступа к компьютеру. Это бесполезная привычка. Большинство людей, пишущих мне, могут подождать несколько часов, так же, как и идеи, которые я получаю из соцсетей, новости, исследования и все остальное. Я понял, что не могу надолго сосредоточиться на одной истории, поскольку в смартфоне можно прочесть немало и других. К тому же пока я читаю, меня постоянно отвлекают сообщение и твиты. Удаление Facebook мало помогло.
Согласно исследованиям, зависимость от смартфона усиливает уровень стресса и негативно сказывается на академических успехах студентов. Возможно, и на рабочих тоже. И что бы я ни получил, кликая на очередной линк, я потерял прерванную мысль или время с семьей.
Не только мне кажется, что использование смартфона разваливает мою жизнь и делает ее беднее. Этот синдром особенно заметен среди авторов статей о технике. Влад Савов, обозреватель гаджетов в The Verge недавно написал, что возвращается к сотовому. Специфика работы не позволяет ему пройти полную гаджет-детоксикацию, как моя, но он выступал за то, чтобы носить с собой ноутбук. Его не так просто использовать, как смартфон, но он удовлетворяет рабочую необходимость. Тем временем с семьей и коллегами всегда можно поговорить по обычному телефону.
Очевидно, этой цели может служить любой мобильный телефон. Но такой особенный, как Nokia 3310 скажет о стиле жизни больше других: он говорит, что ты олдскульный неформал, а не противник автоматизации. Это стильный сигнал правильным людям, верное начало разговора. Я рассчитываю на теплое и нежное чувство, как то, что испытал, купив Land Rover Defender.
У самых старых гаджетов из Top 50 нет этого очарования. Перевыпуск Apple II или Commodore потребует жертв от страдающих ностальгией покупателей. Nokia 3310 тоже потребует. Но это будет полезная жертва вроде возвращения к полароиду и винилу. Люди склонны скучать по вещам, которые они ценили за дополнительное удобство, например, осязаемое чудо немедленно напечатанного фото или теплый традиционный звук. Это век бахвальства, когда многие хотят, чтобы другие видели их чувства. Приз получает HMD за эту волнующую возможность, даже если она и не приведет к финансовому успеху.