Европа и конец украинской мечты

С украинской мечтой о комфортной Европе нужно распрощаться.

Еще совсем недавно украинцы обижались на главу Еврокомиссии Жан-Клод Юнкера, который сказал, что на присоединение нашей страны к ЕС понадобится не менее 20 лет – весьма оптимистичный срок, если учитывать состояние украинской экономики и общественное представление о правилах игры.

А констатация очевидного факта, что соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом не содержит упоминания о перспективе членства вызывала чуть ли не обвинения в предательстве со стороны еврооптимистов.

Но теперь всем можно успокоиться – и еврооптимистам, и европессимистам. На наших глазах в Версале, на саммите руководителей Германии, Франции, Испании и Италии возникает совершенно новая Европа – Европа разных скоростей.

О неизбежности появления такой Европы говорили еще до британского референдума о выходе из Европейского Союза. Успех противников ЕС на этом референдуме только усилил позиции тех, кто утверждал, что нельзя больше оглядываться на нежелание целого ряда членов ЕС «поступаться суверенитетом», не отказываясь при этом от щедрой финансовой помощи из Брюсселя.

Сторонники более тесного объединения европейских стран не захотели жертвовать темпами экономического роста и общими подходами к политике ради амбиций «диссидентов» — по большей части, не очень богатых стран Центральной и Южной Европы, избиратели которых дисциплинированно голосуют за популистов и автократов.

Стало очевидно, что такое потакание приводит к усилению позиций популистов и евроскептиков в благополучных странах Европы. Примеры налицо – Марин Ле Пен и ее «Национальный фронт» во Франции, движение пяти звезд в Италии, Герт Вилдерс в Голландии, Альтернатива для Германии и успехи этой партии на местных выборах в самой успешной стране ЕС. Достаточно для того, чтобы принимать решения.

Какой точно будет Европа разных скоростей, пока что не знает никто. Но ясно, что ведущие страны континента теперь будут принимать решения об объединении собственных усилий, не оглядываясь на своих соседей на востоке и юге. В результате в ЕС возникнут несколько клубов, разделенные между собой различным пониманием обязательств.

Первый – это «клуб Версаля», стран, которые хотят более тесного объединения, политической и бюджетной дисциплины. Второй – клуб богатых стран, которые хотели бы остаться в ЕС и не тратить деньги на бедных. И третий – клуб бедных стран, которые хотели бы остаться в ЕС, не поступаясь своим суверенитетом – но получать деньги от богатых. А теперь, внимание, вопрос – соседкой какого клуба является Украина?

Еще несколько лет назад было модно говорить, что наша страна опоздала на поезд европейской интеграции, в котором комфортно едут поляки или румыны. Но польский или румынский билет оказались билетами в третий класс. В первом классе из Версаля поедут домой совсем другие европейцы.

А это означает, что для повышения класса путешествия нам нужно будет действовать совместно. Стабилизация Украины, украинский рынок, украинская рабочая сила становятся критически важны для наших ближайших соседей. Без нас они так и останутся бедными пассажирами Европы.

И мы теперь должны откровенно им об напоминать. Но и нам необходимы наши ближайшие соседи – не меньше, чем мы им. Без экономического и политического взаимопонимания Украины с Польшей, Румынией, Венгрией, Словакией, Чехией и Болгарией эти страны так и останутся окраиной благополучной Европы, а вот мы так и останемся экономической окраиной неблагополучной России.

А с нашей европейской мечтой – мечтой о Европе комфорта – предлагаю распрощаться раз и навсегда. Добро пожаловать в Европу тяжелого труда!

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности