Мой анализ возможности лишения гражданства.
Успел прочитать и сам проект, и сверить его нормы с действующими по сравнительной таблице. Выводы двойственные. В проекте есть следующие блоки:
1. Уточнение и введение четких обязательств для лиц, получающих украинское гражданство. Здесь юридически и конституционно все хорошо. Ранее была норма, что новый гражданин обязан сдать иностранный паспорт стране, его выдавшей. И все. А беженцы вообще ничего не должны были сдавать. То есть ни для кого никаких обязательств не наступало вообще. Теперь установлен срок для сдачи паспорта и 10 дней для уведомления об этом наших компетентных органов. Невыполнение этого ведет к выписанным далее последствиям. Беженцы тоже должны сдать паспорт, но в наши органы. Также отменена норма, что от иностранного гражданства не надо отказываться, если установлена за это плата в стране происхождения больше половины минимальной заработной платы в Украине (то есть, таким людям официально рекомендовалось иметь двойное гражданство!).
2. Вопрос утраты гражданства. Здесь тот случай, когда очень хочется, но есть проблема. Итак, что было? В ст. 19 определялось ранее, что добровольное приобретение гражданства иностранного государства является основанием для утраты гражданства украинского. И ничего больше. Ни императива. Понимай, как хочешь. Исходя из совокупности ст. 25 Конституции (украинский гражданин не может быть лишен гражданства) можно понимать, что это лишь намек на упрощенную процедуру добровольного выхода из украинского гражданства. Сейчас эта процедура длится от одного до нескольких лет! Президент вписывает новую жестко-императивную норму. Цитирую дословно: «Гражданин Украины, который добровольно приобрел гражданство другого государства, считается таким, который выразил намерение сменить гражданство и дал согласие на прекращение гражданства Украины».
Сомневаюсь в конституционности такой позиции — она противоречит уже упомянутой статье 25 Конституции. Но является как бы продолжением статьи 4: «В Украине существует единое гражданство. Основания приобретения и прекращения гражданства Украины определяются законом». Если команда президента найдет аргументы и сможет противопоставить что-то вероятным искам в Конституционном Суде, то я буду невероятно этому рад. Юридически играть можно на противоречиях между четвёртой и двадцать пятой статьями. Но именно 4-та относится к фундаментальному разделу 1. Еще одним из аргументов «за» то, что и нынешняя норма, которая также формально противоречит этой статье Конституции, никем никогда не оспаривалась (правда, она никогда не применялась!) Сам я в таких обстоятельствах предпочел бы внесение изменений в упомянутую ст.25 (она относится к разделу 2, а следовательно, подлежит обычной процедуре (без референдума).
Далее уже речь идет о вполне логичных вещах по отношению к лицам, приобретение другого гражданства которыми не считается добровольным (самостоятельным) актом (но это корректность будет существовать, если удержится положение о возможности утраты гражданства). Например, речь идет об автоматическом гражданстве из-за рождения в другой стране, брака и тому подобное. Сейчас у нас действует только перечень этих случаев, но нет случаев, когда для них может наступить ответственность (потеря украинского гражданства), кроме двух случаев: сознательный обман или подделка документов и добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства.
Новая редакция добавляет новые: участие в любых выборах или волеизъявление с паспортом иностранного государства, что зафиксировано документально в различных реестрах и тому подобное; пересечение границы с др. паспортом, что установлено нашими должностными лицами. К фальсификациям добавляется еще и сокрытие фактов, которые ограничивают получение украинского гражданства. Эти все обстоятельства распространяются и на лиц, уже ранее получивших украинское гражданство (то есть сейчас считаются просто полноценными гражданами), но не сдавших за 2 года свой паспорт и не сообщивших об этом официально нашу власть.
Итак, здесь есть много правильных норм, но базовый вопрос один: данная статья проекта предусматривает возможность лишения гражданства лиц, которые являются гражданами Украины (или от рождения, или через предварительное, до принятия этого закона, приобретение). Конституционность таких действий довольно неоднозначна, хотя это очень привлекательно.
3. Возможности отмены решения о предоставлении украинского гражданства. Здесь все как будто проще, но возникают те же угрозы, что и в предыдущем блоке. Фактически вводится своеобразный двухлетний переходный период, когда лицо как-бы уже стало полноценным гражданином Украины, но из-за умышленных злоупотреблений, обмана, обнаруженной фальсификации, или не выполнения определенных действий, может это гражданство потерять. Формально тут вроде как и нет лишения гражданства уже реального гражданина Украины, есть отмена решения о его предоставлении, то есть вводится позиция, что его как бы и не было.
Определенная логика в этом есть, хотя она так же не безупречна. В оправдание можно привести относительно слабое объяснение, что этот механизм уже действует в действующем законе, но такой нечеткий, что его выполнить невозможно. Президент не вносит какой-то новеллы, которая дополнительно задевала бы конституционные положения, он просто уточняет и наполняет юридически корректным содержанием действующие нормы, делает их реальными для применения.
Ранее никто не подвергал сомнению определенную законом возможность отмены решения о предоставлении украинского гражданства (как и его реального лишения) не потому, что эти нормы юридически безупречны, а только потому, что они были выписаны так беззубо, что их невозможно было применить. А теперь в президентской редакции они становятся абсолютно стройными и реалистичными для применения. И это может вызвать соответствующие конституционные обжалования. Поэтому я все равно подчеркиваю, что закон — это может и хорошо, но изменения нужно внести в ст.25 Конституции.
4. Норма заключительных положений. И она очень важна. Закон, согласно Конституции, если он не облегчает ситуацию для гражданина (а это как раз вводит новые ограничения) обратной силы не имеет. Поэтому он не может в своем полном виде применяться к лицам, которые приобрели украинское гражданство и украинских граждан, которые получили чужое гражданство, еще до вступления в силу. Для таких лиц вводится 6-месячный срок, когда они должны выполнить свой долг перед страной — совершить действия для прекращения иностранного гражданства и сдать иностранный паспорт. И чтобы не было шулерства (например, Израиль никогда не предоставляет никакой информации о приобретении и прекращении его гражданства), сдавать паспорт нужно именно компетентным органам Украины, которые, согласно другим нормам этого же закона, должны передать все эти паспорта иностранным государствам, их выдававшим. Если граждане этого не сделают, то к новоприбывшим можно применять норму об отмене решения, а для наших, разжившихся иностранным паспортом, лишение украинского. И опять же та же проблема с трактовкой статьи 25 Конституции!
Здесь также есть определенные технические проблемы. Прекратить иностранное гражданство — часто означает и сдать паспорт именно той стране, которая его выдала, а не Украине. Но здесь можно внести простую правку в законопроект. А вот просто сдать нашим органам иностранный паспорт — еще не означает прекращение иностранного гражданства.
Ну сдал наш гражданин ХХХ свой второй израильский паспорт, а потом помчался в Тель-Авив с заявлением, что у него паспорт украли. Получил новый. За пару месяцев МИД Израиля получит от нас официально паспорт гражданина ХХХ, который он сдал. Ну оштрафуют его там за обман их органа власти, но гражданства не лишат. В Израиле так все произойдет на 100% — это позиция их страны. В других государствах возможные варианты, но тоже вряд ли кто-то будет выводить такого ХХХ из своих граждан или писать обличительное сообщение нашей стороне.
Поэтому цель хорошая, юридические нормы довольно стройные и убедительные, но есть большие опасения, что основные нормы и нового, и уже действующего закона могут когда-то успешно обжаловать. Поэтому стоит закачать рукава, запастись терпением на две сессии и с голосованием за этот законопроект таки вносить изменения в статью 25 Конституции.