Для Кремля Украина – лишь «мятежная колония».
Победа спикера «парламента» самопровозглашенной Республики Южная Осетия Анатолия Бибикова на так называемых президентских выборах в контролируемом Москвой регионе, на первый взгляд, не имеет никакого особого значения для стороннего наблюдателя. Ну в самом деле, какая разница — Бибилов или его предшественник, действующий президент чекист Леонид Тибилов, который потерпел поражение на этих выборах, хотя рассчитывал на победу в первом же туре? Но на самом деле значение есть — то, что произошло, ставит Южную Осетию в один ряд с территориями, которые Москва считает зонами своего влияния — а значит, и руководство этих территорий должно согласовываться с Кремлем, а не определяться теми, кто там живет и голосует.
Среди этих «территорий», между прочим, и Украина. Это для нас Украина — государство, для Кремля это всего лишь мятежная колония, которой должна править марионетка. В 2004 году украинские власти согласовали с Кремлем кандидатуру преемника Леонида Кучмы — рецидивиста Виктора Януковича. Победить честно кандидат власти не мог, пришлось фальсифицировать в его пользу второй тур голосования, что и привело к первому Майдану и поражению кремлевского фаворита в дополнительном туре выборов главы государства. Но в Москве о Януковиче не забыли. В результате уже через несколько месяцев Янукович вернулся в кресло премьер-министра страны, а в 2010 году выиграл президентские выборы и начал осуществлять программу, которую готовили для нее еще в 2004 году — программу маргинализации Украинского государства. И если бы не откровенное презрение к обществу и клептомания Януковича и его окружения, Украина сейчас вполне могла бы стать еще одной Беларусью.
Но в 2004 году Янукович был отнюдь не единственным московским «пострадавшим». Тогда же проходили президентские выборы в самопровозглашенной Абхазии. Окружение тяжело больного главы республики Владислава Ардзинбы согласовало с Кремлем кандидатуру его преемника — чекиста Рауля Хаджимбы, который, как и Янукович, был премьер-министром и уже готовился сосредоточить всю власть в своих руках. Но Хаджимбе, которого накануне президентских выборов демонстративно принял Путин, бросил вызов популярный политик Сергей Багапш, который и оказался безусловным победителем выборов руководителя региона.
В Москве были в ярости. Несмотря на то, что новый украинский президент Виктор Ющенко выступал за европейскую интеграцию страны, а Сергей Багапш был сторонником упрочения связей Абхазии и России, ненависть Кремля к Багапшу вполне сравнима с неприятием Ющенко. В Москве даже дали указание кубанскому губернатору Александру Ткачевым, в своё время руководившему антиукраинскими провокациями на Тузле, организовать фактическую блокаду товаров из Абхазии и лишить и без того бедное население оккупированной территории средств к существованию.
Багапш не сдался, но его заставили пойти на компромисс и сделать Хаджимбу вице-президентом. Но и после этого Москва боролась с Багапшем, а после его смерти с преемником покойного Александром Анквабом, стараясь подготовить почву для президентства Хаджимбы. Хаджимба еще два раза проигрывал выборы — вначале Багапшу, затем Анквабу. Но в мае 2014 года в республике был организован государственный переворот — руководил им спешно прибывший в Сухуми Владислав Сурков, только что обеспечивший кражу Крыма. Анкваба заставили уйти в отставку, а Хаджимба победил на спешно организованных президентских выборах, от участия в которых была незаконно отстранена часть избирателей. После этого «абхазский Янукович» стал подписывать с Москвой соглашения, которые фактически узаконили контроль России над абхазскими «госструктурами», в том числе и силовыми. Нужно признать, что Багапш и Анкваб от этого уклонялись столько, сколько могли.
В Южной Осетии события развивались по схожему сценарию — но позже. В ноябре 2011 года Бибилов должен был стать преемником коррумпированного осетинского «президента» Эдуарда Кокойты. С ним — как когда-то с Хаджимбой — накануне второго тура демонстративно встретился российский президент, на этот раз Дмитрий Медведев, который специально для этого прибыл в столицу Северной Осетии Владикавказ. Однако во втором туре выборов неожиданно победила оппозиционный кандидат Алла Джиоева — оказалось, что даже в Цхинвали у людей есть свое мнение, отличное от мнения российских оккупантов!
Местные власти победы Джиоевой не признали и тогда в Южной Осетии начались многотысячные акции протеста ее сторонников — знаменитая «Снежная революция», обескуражившая российские власти. Как же так, даже в такой полностью зависимой от России республике — и то холопье смеет бунтовать. В результате в Южной Осетии провели еще одни выборы, к участию в которых Джиоеву не допустили, но и Бибилова не выставили, чтобы не раздражать население лишний раз. Президентом тогда стал чекист Леонид Тибилов, а Бибилова отправили в спикеры «парламента». Правда и на этой должности этот человек, руководивший в 2008 году «зачисткой»территории Южной Осетии, выполнял специфические поручения Кремля — вплоть до обеспечения взаимодействия Южной Осетии с «ДНР»и «ЛНР». А теперь его наконец-то провели на должность президента, которую для Бибилова зарезервировали еще в 2011 году.
Потому что на контролируемых территориях главное кресло может занимать не доверенное лицо, не соратник или попутчик, а агент, беспрекословно исполняющий приказы хозяев. Подробнее об этом могут рассказать и Янукович, и Хаджимба, и теперь Бибилов.