Антимайдан старается подорвать доверие к парламентаризму.
Македонские «титушки» ворвались в парламент и избили представителей нового большинства, избравших спикером представителя албанской общины Талата Джафери. Путч — на первый взгляд спонтанный, но на самом деле отлично организованный — должен был сорвать работу парламента и облегчить возвращение к власти фавориту Кремля, бывшему премьеру Николе Груевскому.
Груевский потерял власть на фоне острого политического кризиса, связанного — вечная традиция постсоветского пространства и Балкан — с подозрениями в прослушке политических оппонентов и независимых журналистов.
В маленькой стране власти интересовались разговорами 20 тысяч граждан, а спецслужбой, отвечавшей за получение информации, руководил двоюродный брат премьера. Под давлением Запада и оппозиции Груевский ушел в отставку и согласился на досрочные выборы. К финишу он пришел первым, опередив оппозиционных социал-демократов на один мандат.
Особых проблем с формированием нового правительства не было — традиционные коалиционные партнеры Груевского из рядов албанской общины получили достаточно голосов для большинства. Но тут случился бунт рядовых активистов албанской партии, выступивших против правительства с авторитарным политиком во главе. В результате албанцы приняли предложение оппозиции, а Груевский вспомнил, что он националист, и стал пугать граждан албанизацией Македонии.
Глава государства Георге Иванов, считающийся «карманным президентом» Груевского, просто отказался давать лидеру оппозиции Зорану Заеву мандат на формирование кабинета — вопреки закону, мотивируя это «национальными интересами македонцев».
Груевский, посетивший российского посла в Македонии, после встречи прямо на крыльце диппредставительства призвал к новым парламентским выборам. А когда сторонники досрочных выборов увидели, что большинство намерено работать, они разгромили парламент.
В этом традиционная разница, условно говоря, между Майданом и Антимайданом. Майдан апеллирует к парламентаризму и требует от парламентариев уважать волю народа — вот почему в Украине оба восстания завершались не на баррикадах, а в зале заседаний парламента.
Антимайдан старается подорвать доверие к парламентаризму — чтобы посеять смуту и облегчить приход к власти очередного неподконтрольного гражданам «спасителя отечества». В македонском случае фамилия спасителя известна — и он уже шлет согражданам ободряющие миротворческие призывы из Вены.
Читатель, конечно, может удивиться — зачем Путину какой-то Груевский? Маленькая страна, общей границы нет…
А зачем Путину нужен Додон? А Хаджимба? Бибилов? Зачем нужен был Янукович, которого упорно продвигали к власти, отдавая себе отчет в его потенциале? Авторитарному правителю нужны марионетки и попутчики, обязанные ему сохранением власти. Контроль над Македонией — это еще один повод померяться силами с Западом.
Это присутствие на границах неспокойного Косово, которое тоже неплохо было бы в очередной раз взорвать, пощекотав нервы американцам и европейцам. Это резервный маршрут для очередного газового потока, позволяющий не обращать внимания на непокорную Болгарию. И еще Груевский у власти — это гарь и хаос. А Путин выглядит могущественным только в дыму.