США: креативность и свобода

Главная сила Америки – в огромном потенциале изменений.

Креативность — главная движущая сила человечества. И если бы оное направило все свои усилия на созидание, а не на разрушение, то мир давно бы забыл о нищете и боли.

Креативность в сочетании с ответственностью, достоинством, толерантностью, неограниченным полетом фантазии воистину творит новые миры, новую жизнь и ничем не ограниченные возможности.

Но, увы, не везде и не всегда.

Творчество, созидательность, новаторство, предприимчивость, гибкость, тяга к новизне, способность сопротивляться стереотипам — глубинным, может быть, сокровенным образом — связаны с человеческой свободой, и когда им ничто не препятствует, возникают вершинные произведения человеческого гения, да и сам человеческий гений можно определить, как синтез созидательности и свободы.

Всё это довольно тривиально, но мне представляется, что необходимы бьющие по сознанию примеры, дабы сказанное дошло до самых дремучих умов.

Умение быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, открытость к новым людям и идеям, разнообразие подходов к возникающим проблемам, конкурентоспособность в условиях политической свободы позволяют достигать феноменальных результатов и способствуют быстрому преодолению кризисов. Люди должны учиться переменам, а не требовать стабильности. Рита МакГрат показала, что именно стабильность, а не перемены, является наиболее опасным состоянием в креативной среде, поскольку приводит к накоплению инерции. «Путь к продуктивности перестал быть прямой линией. Недостаточно бежать изо всех сил выбранным курсом — нужно уметь замечать, когда появляется более перспективный путь».

Именно там, где есть такое понимание, возникают самые мощные экономика и наука, создаются главные технологии завтрашнего дня, возникает фантастическая медицина и большинство населения ведет достойную человека жизнь. Ученые и выпускники только одного американского университета в Беркли получили 92 Нобелевские премии, 9 премий Вольфа, 13 Филдсовских премий, 20 премий Оскар, 14 Пулитцеровских премий и 117 золотых Олимпийский медалей. 81 член сообщества Массачусетского технологического институт (MTI) являются лауреатами Нобелевской премии, это тоже рекордный показатель.

Согласно ежегодным отчетам Thomson Reuters «Самые влиятельные в мире ученые», доля американских исследователей в мировом рейтинге неизменно составляет около 60%, тогда как на весь остальной мир приходится только 40%. Причем РФ в этих списках представлена 3-5 учеными (в разные годы) по сравнению со 1700 американцами, 300 британцами, 160 немцами и 134 китайскими учеными.

По данным портала Good Country Index, США возглавляет рейтинг государств, которые внесли наибольший вклад в развитие человечества в области культуры, научно-технического прогресса, уровня жизни и свобод граждан. (Россия в этом рейтинге занимает 95 место из 125 развитых стран мира). Я не знаю иную другую страну мира, где бы информация была столь всеобъемлющей и разнообразной. Дабы проиллюстрировать экономическую мощь США, ограничусь двумя цифрами: в США расходы только на медицину (3 трлн дол.) заметно превышают суммарное ВВП России (менее 1,4 трлн. дол.), а на кондиционирование (охлаждение) помещений летом США тратит втрое больше энергии, чем вся Россия на отопление зимой. Капитализация только одной компьютерной компании «Apple2 больше, чем весь фондовый рынок России, а сумма суточных сделок на нью-йоркской бирже — чем годовой бюджет Украины.

ВВП США составляет около четверти всей мировой экономики. Но главное даже не сама эта грандиозная, умопомрачительная цифра, а ее «наполнение»: США производит не китайское дерьмо, а почти исключительно высокотехнологические товары, основанные на новейших технологиях и научных достижениях.

Главная сила Америки — не в экономической или военной мощи, а в огромном потенциале изменений. Я бы назвал США самой динамичной страной мира, что особенно ясно, если проследить за ее короткой историей. Здесь больше, чем где-либо в мире, ценят мозги, а это — абсолютная гарантия роста.

Меня лично в США потрясло количество аэропортов — 15 100. Это гораздо больше, чем в следующей за США десятке самых продвинутых авиационных стран мира (в совокупности). Из 100 лучших аэропортов мира, 44 находятся в США. Годовой пассажиропоток каждого из 10 самых загруженных аэропортов Америки превышает 50 миллионов пассажиров в год, а Атланты — более 104 миллиона пассажиров (более четверти миллиона в сутки). Годовое количество взлётов-посадок в Атланте — 1 млн. (!). В некоторых аэропортах авиарейсы между двумя крупными городами разделены временным промежутком в 5-10 минут. Из примерно 5000 гражданских самолетов, одновременно находящихся в воздухе, 2000 приходится на США.

Теперь противоположная американской иллюстрация: в 25-миллионной КНДР имеется только 1 международный аэропорт Sunan International, который соединен постоянными рейсами лишь с КНР, Россией, Малазией и Таиландом (сведения о военных аэропортах опускаю). Здесь работает только одна национальная авиакомпания (Air Koryo). Из 21 борта этой компании только 2 самолетам Ту-204 (пассажировместимость — 360 мест) разрешены полеты над территорией цивилизованных стран. Если вы откроете он-лайн табло аэропорта Sunan International, то легко убедитесь в существовании 2-3 (!!!) авиарейсов в день… Такова связь креативности и свободы в авиацифах. Такова ситуация, когда вся «креативность» привязана к войне…

Мне могут возразить, что в СССР новое создавали ученые-зэки в «шарашках» и что Пастернак, Мандельштам, Платонов, Шаламов, Булгаков или Ахматова создавали свои шедевры при тирании. Да, даже тирания не способна заглушить правду. Но какой ценой? Поскольку в истории за все приходится расплачиваться, то любое «закручивание гаек» рано или поздно кончается коллапсом. Все нынешние Пастернаки и Платоновы уже давно страну покинули, так что у Путина осталась одна надежда — на «креативность» поддерживающего его режим быдла. Какова «креативность» киселевых-соловьевых-прохановых, не буду судить…

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности