Иск Газпрома был политическим шагом.
31 мая украинский Нафтогаз одержал выдающуюся победу над российским Газпромом в международном арбитражном суде Стокгольма. Это был, возможно, самый большой международный арбитражный приговор. Газпром потребовал от Нафтогаза половину ВВП Украины – $47,1 млрд, а Нафтогаз – $30,3 млрд от Газпрома.
Нафтогаз выиграл по всем трем пунктам. Во-первых, с отменой принципа «бери или плати» Украине теперь не нужно оплачивать газ, который страна не покупала. Во-вторых, суд пересмотрел формулу цены, привязав ее к рыночной. Наконец, суд решил полностью отменить запрет на реэкспорт газа. Заставят ли Газпром оплачивать убытки, решат позже. Судьба киевских претензий по поводу повышения оплаты за транзит Газпрома через Украину также будет определена позже.
Дело основано на десятилетнем соглашении о поставках и транзите газа, подписанном двумя странами 19 января 2009 года. Это было навязанное Украине соглашение, заключенное между тогдашними премьер-министрами Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко после того, как Кремль в разгар холодной зимы перекрыл на две недели все поставки газа в Украину и шестнадцать европейских стран.
Договоренности были пагубными с самого начала, требуя большего от Украины, чем от России. Нафтогаз взял на себя обязательства покупать гораздо больше газа, чем ему было нужно. Неопубликованная ценовая формула обязала Киев платить за газ дороже, чем любую другую европейскую столицу.
Тогдашний президент Виктор Янукович утверждал, что подписание подобного соглашения означает злоупотребление властью, и карманный суд приговорил Тимошенко к семи годам тюремного заключения. Но само соглашение он так и не отменил.
Поставки газа из России в Украину никогда не были обычной торговлей. Это важная часть гибридной войны России против Украины и Европейского энергетического союза. Одним из главных сторонников Януковича был газовый трейдер Дмитрий Фирташ, разыскиваемый Министерством юстиции США по обвинениям в коррупции. Агентство Reuters недавно сообщило, что российский Газпромбанк в 2011 году предоставил Фирташу кредитную линию в размере $11 млрд. Кроме того, Газпром продавал ему газ с такой скидкой, что прибыль его компании за два года достигла $3,7 млрд. Другими словами, цель Газпрома в Украине – не деньги, а контроль с помощью нечестных платежей.
Начиная с 2010 года, Украина последовательно покупала меньше газа, чем было предусмотрено в соглашении. Пока Янукович был президентом, Газпром не выдвигал серьезных возражений. На практике российское правительство устанавливало цены на газ довольно странным образом. В начале апреля 2014-го, через месяц после того, как Янукович покинул страну, Москва взвинтила стоимость голубого топлива для Украины на 80%, с $268,50 за тысячу кубометров до $485. Естественно, Нафтогаз возразил против этой цены и остановил поставки российского газа, за что Газпром подал на него в суд.
В июне 2014-го Газпром подал иск на Нафтогаз в Стокгольмский международный арбитражный суд за накопившийся газовый долг, объявив, что Нафтогаз обязан заплатить за весь газ, который должен был купить с 2011 года. Очевидно, что это был политический шаг. В тот же день Нафтогаз подал иск, требуя от Газпрома установления справедливых рыночных цен на поставки газа и взыскания переплат за газ, начиная с 2010 года. Кроме того, Нафтогаз утверждает, что Газпром недоплачивал за транзит газа через Украину в тот же период.
С ноября 2015 года Украина не купила у Газпрома ни кубометра топлива. В прошлом году общий объем импорта составил 13 млрд кубометров, в основном импорт из Словакии, тогда как соглашение 2009 года обязывало Нафтогаз покупать у россиян 41,6 млрд кубометров в год. Это был в основном российский реверсный газ, но что важно, он покупался по нормальным рыночным ценам. В ближайшее время Газпром собирается построить два крупных газопровода «Северный поток 2» и «Турецкий поток», чтобы вообще избежать транзита через Украину.
Несколько крупных европейских энергетических компаний подали в суд на Газпром и добились существенного сокращения цен и объемов, как правило, с помощью мирового соглашения, но Газпром хотел победить Нафтогаз именно в суде. Похоже, что это было весьма безрассудно, впрочем, такие поступки не в новинку для компании, чья рыночная капитализация упала с $369 млрд в мае 2008 года до $50 млрд, а исполнительного директора так и не уволили. Руководство Нафтогаза должно беспокоиться о том, что российское правительство может обанкротить Газпром, чтобы не платить украинской компании. Хотя большая часть акций Газпрома принадлежит государству, они не покрываются государственными гарантиями.
Этот случай следует рассматривать в более широком европейском контексте. С февраля 2011 года Украина входит в Европейское энергетическое сообщество, которое объединяет в себе принципы Третьего энергетического пакета ЕС 2009 года и Европейского энергетического союза свободной торговли энергией. То есть в данном случае должно применяться европейское энергетическое право, и, похоже, арбитражный суд признал это.
Победителями в этой истории являются молодой исполнительный директор Нафтогаза Андрей Коболев и его первый заместитель Юрий Витренко. Они заслужили аплодисментов.