Внутри российской клептократии зреет недовольство Путиным.
12 июня, в День России, состоится всероссийская антикоррупционная акция, организованная «Фондом борьбы с коррупцией» (ФБК) Алексея Навального. Она пройдет в десятках городов России. Размах протестных маршей 26 марта стал неожиданным не только для власти, но и для самой оппозиции. Власть была настолько шокирована, что почти неделю федеральные каналы не упоминали об этом событии – не знали, как реагировать. Я не вижу никаких оснований полагать, что 12 июня придет меньше людей, чем 26 марта. Мне кажется, что народа придет больше, поскольку кампания, которую проводят Навальный и ФБК, явно пользуется успехом у многомиллионной публики. После 26 марта было несколько новых ярких событий: видеополемика Навального с олигархом Алишером Усмановым, очередной суд над Навальным.
Разрешение властей провести масштабное всероссийское мероприятие отнюдь не свидетельствует об их однозначно примирительном к нему отношении. Так, в ряде городов были задержания и даже избиения организаторов акции. Когда мы говорим о власти, то часто забываем, что она неоднородна. В отношении Навального, ФБК и маршей протеста во власти борются две линии. Одна из них предполагает заигрывание с этим движением, стремление как-то его приручить и использовать в своих интересах. Вторую линию представляют силы, ориентированные на жесткое подавление любой оппозиции. Очень характерно в этой связи подписание Путиным указа о возможности Национальной гвардии переподчинять в регионах вооруженные силы.
Одной рукой власть разрешает всероссийскую манифестацию, а другой готовится подавить ее жесткими средствами. Это отражение очень серьезного конфликта внутри власти, который сегодня неизбежен. Поскольку именно сейчас решается вопрос о транзите власти: будет ли Путин оставаться на своем посту. Формальные выборы президента через год, но выборы в России никогда и ничего не решали, они всегда являлись манипуляцией, оформляющей уже сложившееся соотношение сил. Поэтому вопрос о власти решается не в марте 2018-го, а именно сегодня. Во многом, на следующей неделе это соотношение сил и определится.
В так называемой «элите», внутри российской клептократии зреет очень серьезное недовольство Путиным в силу ряда его внешнеполитических провалов, которые привели к резкому осложнению отношений с Западом. А для российской Дзюдохерии рабочие контакты с Западом жизненно необходимы. Вся эта политэкономическая «модель» заключается в том, что верхушка грабит в России, а сохраняет свои награбленные сокровища на Западе. Сейчас возникла угроза самому дорогому для них – активам на Западе, да и всему их образу жизни. Дело ведь не только и не столько в активах, а во всем их жизненном укладе — образование детей, лечение, отдых, благополучие жен, наложниц и все что угодно. Все поставлено под угрозу одним человеком, который своими авантюристическими внешнеполитическими понтами испортил отношения с Западом. Самое большое желание работающей вахтовым методом «элиты» — нормализовать отношения с Западом, оставить с согласия Запада нетронутой существующую систему неофеодальной экономики, но заменить персональный бренд.
Есть, конечно, узкая группировка — «Бункер» — вокруг Путина, которая с этой заменой бренда теряет все абсолютно. Они будут защищаться до последнего. Это близкие Путину бизнесмены, его друзья детства, Дрездена, по КГБ, [директор Федеральной службы войск Национальной гвардии РФ Виктор] Золотов и его Национальная гвардия, которые лично преданы Путину. Но Золотов, может быть, действительно лично предан – это его охранник в течение 30 лет, а преданы ли Путину 400 тысяч бойцов, зачисленных в Нацгвардию, то это большой вопрос, на которой мы, возможно, и получим ответ в ближайшие дни.
«Бункер» понимает, что если пустить все на самотек и продолжать заигрывать с Навальным и оппозицией, как это делает сегодня часть политической верхушки, то судьба всего «Бункера» и Путина предрешены. Им нужно как-то срочно переламывать ситуацию. В этой связи наводит на очень серьезные размышления неожиданное назначение «прямой линии Путина с народом» на 15 июня. Обычно эта пиар-акция проводилась весной. Казалось бы, что об этом формате как об исчерпавшем себя, забыли, проскочили и не будет его в этом году. Нет, вдруг объявляют 15 июня, а это сразу же после акции 12 июня.
По сегодняшним прогнозам, всероссийский марш протеста увенчается не меньшим успехом, чем тот, который прошел 26 марта. И в каком же тогда состоянии Путин придет на эту линию? Побитый, поджав хвост. После двух крупнейших публичных поражений подряд в Париже и Петербурге.
В Париже президент Франции Эммануэль Макрон издевался над ним, поставив, его, наконец, на место и показав, как теперь лидеры Запада будут с ним разговаривать. Путин, как все заметили, был совершенно жалок и растерян. В такие же жесткие руки он попал во время интервью Мегин Келли на Петербургском международном экономическом форуме. На этот раз он пытался агрессивно хамить, но и это выглядело крайне неубедительно. Было заметно, что Путин очень сдал психофизически, что только усилило тревогу правящей верхушки – фюрер не способен более выполнять свои обязанности.
«Бункер» не может позволить Путину потерпеть третье подряд публичное унижение – прийти 15 июня на прямую линию после оглушительного успеха демонстраций по всей России. Значит план «Бункера» состоит в другом – этого успеха ни в коем случае нельзя допустить, его сорвут какой-то масштабной провокацией, которую я называю условно «поджогом Рейхстага». Произойдут какие-то столкновения, погибнут люди, демонстрантов и их лидеров обвинят в попытке путча, майдана, оранжевой революции, захвата власти, чего угодно. А 15 июня Путин явится на эту прямую линию, как вождь «русского мира», подавивший заговор внешних и внутренних врагов России. Вот такой, мне кажется, план у путинского ближайшего окружения. Планы же большинства правящей верхушки – другие. Судя по всему, 12-15 июня 2017 года — очень серьезные дни в современной истории России.
В случае успешного «поджога рейхстага» и победы «Бункера», Путин заявит на прямой линии, что в обстановке, когда внешние и внутренние враги окружили нашу осажденную сакральную крепость, он не может оставить свой лишнехромосомный народ. Как технически он это сделает — снова ли пойдет на выборы, объявит ли чрезвычайное положение и отменит выборы, провозгласит ли себя императором Владимиром III – неважно. В любом случае он объявит, что остается с нами и с вами, украинцами, как с блудными детьми единого великого народа, до конца – до Мариуполя, до Львова, до Варшавы, до смирительной рубашки.
Которую, в одном из возможных сценариев, на него могут тактично и заботливо надеть уже в эти критические дни. Несколько самонадеянно похвастался он левой американской проститутке Стоуну, что у него таковых не бывает. Кстати, демонстрация заказного сериала Стоуна о великом и простом как правда Путине начинается на американском канале Showtimes именно 12 июня. Совпадение? Не думаю.