«Дивный мир» эффективного капитализма

Что такое Private Equity, в Украине знают лишь финансисты.

Когда речь заходит о выдающихся предпринимателях современности, то среднестатистическое украинское воображение каллиграфическим почерком выводит имена Джобса, Гейтса, Маска и, может, изредка, Баффета, да и то в основном у людей, интересующихся финансами. Скорее всего, имя Стива Шварцмана, короля прямых инвестиций (Private Equity), большинству соотечественников ни о чем не говорит. Как не говорит и название компании Blackstone, основанной Шварцманом в 1985 году c капиталом $400 тыс. и выросшей до капитализации в $41 млрд.

Да и неудивительно! В конце концов, что такое Private Equity (PE) в Украине знают лишь профессиональные финансисты. А жаль. Очень жаль. Причем, трижды жаль.

В первый раз жаль потому, что в Украине РЕ, вид инвестирования, связанный с покупкой значимых долей в компаниях с целью их развития и последующей продажи, не принес еще ни одному профессиональному инвестору долгосрочного успеха. Кто-то неудачно инвестировал и все потерял, кто-то сумел переключиться на другие занятия, а кто-то продолжает создавать видимость инвестиционной деятельности. Объединяет всех РЕ инвесторов в Украину одно – похвастаться, к большому сожалению, некому и нечем. Все закономерно. Ну скажите, в какие такие компании можно цивилизовано инвестировать в экономике, захваченной в плен олигархическими структурами?!

В то же время, глобальная индустрия Private Equity (РЕ) процветает. Всего в управлении фондов прямых инвестиций находится около $2,7 трлн, из которых, согласно исследованиям Bain & Company, $1,5 трлн еще не инвестированы и ждут своего часа. С точки зрения доходности, согласно той же Bain, прямые инвестиции обгоняют рынки акций на 2-3%.

Во второй раз жаль, потому что из-за запрета инвестировать в иностранные активы мы совершенно «чужие на этом празднике жизни». Акции многих крупных РЕ компаний, включая KKR, Carlyle и того же Blackstone, торгуются на биржах и доступны индивидуальным инвесторам. В конце концов, доступ к прямым инвестициям можно получить и через ETF. Самый крупный – The Power Shares Global Listed Private Equity Portfolio с активами около $300 млн демонстрирует доходность на уровне 14,5%, c начала года.

Ну, и третий раз жаль, потому что король PE Шварцман – это один из выдающихся финансистов планеты, и всегда интересно послушать его мнение, причем не только о финансах.

Влияние Шварцмана давно вышло за пределы сугубо финансовой индустрии – к его мнению прислушиваются как представители мировой элиты, так и обычные люди. Недавно CEO Blackstone дал большое интервью, поделившись взглядами на ситуацию в США и мире. Что примечательно, многие из умозаключений легендарного инвестора вполне актуальны для Украины:

Большое количество американцев чувствуют страх и обеспокоенность. «Начиная со времен финансового кризиса, в жизни американцев случается мало хорошего, – утверждает Шварцман. – Это делает их несчастными и злыми». Замените «американцев» на «украинцев» и суть утверждения не изменится.

Согласно исследованию ФРС, центрального банка США, 46% американцев не в состоянии справиться с непредвиденной тратой в 400 долларов. «Когда половина страны не может заплатить $400, неудивительно, что люди испуганы. Они чувствуют себя неуверенно, они недовольны властью, не оправдавшей ожиданий — все логично», – считает Шварцман. И у нас все логично! Когда половина страны, а то и больше, могут лишь мечтать о $400 в месяц, согласитесь, что у людей есть повод для недовольства.

Слабый экономический рост и финансовая нестабильность, по мнению Шварцмана, являются результатом непродуманной политики G-20, после финансового кризиса. Вместо того чтобы разрешить банкам и финансовым институтам вливать больше капитала в экономику, регуляторы ужесточили формальные требования, что повлекло за собой замедление экономического ренессанса. «Нельзя урезать свои потребности в погоне за счастьем, если только это не связано с желанием избавиться от лишнего веса», — шутит Шварцман.

Говорит, как об Украине думает! И у нас зарегулированность во всем зашкаливает. И у нас, тоже, кредитования, как нет, так и не было. И у нас компании задыхаются без капитала.

Экономические проблемы ведут к расслоению общества. Слова Шварцмана подтверждаются индексом Джини (Gini Index, оценка Мирового банка), отражающим разрыв в доходах между богатыми и бедными. В Америке в последние годы он колеблется в районе 40-45, что указывает на значительно большее неравенство, чем, например, в Швеции (27) или Норвегии (26).

Забавно, что чемпионом индекса Джини является Украина – 24 балла. Звучит, конечно, неправдоподобно, но вполне объяснимо: с точки зрения официально задекларированных доходов у нас все жители страны, от высокопоставленного чиновника до сельского сторожа, образцово равны. Хотя, если для расчета индекса Мировой банк начнет использовать свежие е-декларации украинского чиновничества, мы вполне сможем догнать и перегнать Америку.

… и к росту «популизма». Бедность провоцирует на отчаянные поступки. Злость людей, страдающих от экономического неблагополучия, распространяется во все сферы жизни и многие политики, по мнению Шварцмана, используют недовольство в своих целях. Эх, познакомился бы он с нашими мастерами популизма, сразу же взглянул бы на американскую родину другими глазами. Куда им, образованным, до наших смекалистых.

Как все исправить? Шварцман – сторонник эффективного капитализма и полагает, что именно это спасет Америку. Может и нам стоит прислушаться?

Реформировать суды, перестать рассматривать малый и средний бизнес лишь как источник наполнения бюджета, а увидеть в нем основу будущего экономического процветания, создать условия для прихода иностранных инвесторов. Всё это позволит трансформировать экономику из феодальной в капиталистическую. Если увидев эти изменения, хотя бы один процент от неинвестированных полутора триллионов, которыми располагает только РЕ индустрия, придет в Украину и потянет за собой остальных, то жить нам в «дивном новом мире», еще при жизни. А если нет, то как изволил выразиться один мой студент: «#безвиз – это отличная возможность посетить как можно больше стран Европы. Чтобы знать, куда эмигрировать, когда закончатся «рішучі реформи».

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам