Нас постоянно пугают опросами.
В соцопросах список предпочтений среднестатистического избирателя и мысли этого самого избирателя о реформах. В которых очень виден маленький мальчик, у которого болит животик, потому что он переел сладкого (бабушка слишком его любит и не может отказать) и теперь канючащего, что ему дают горькое лекарство. Но главное, конечно же, это президентский рейтинг. Но стоит ли его боятся?
Но правда, страшно ведь. Впереди планеты всей записные популисты, приход к власти которых заставит задумать об эмиграции. Стандартно небольшой процент людей, голосующих за власть. В лице действующего президента. И целый список чертиков из табакерки, сам факт пребывание которых в опросе заставляет задуматься об его адекватности, но являющихся носителями не нулевых рейтингов. Все вместе это пугает. Но если присмотреться….
Во-первых, эти самые чертики из табакерки. Когда в список опросника включают разного рода Гриценко и Рабиновичей, то люди ставят там галочку, не потому что они знают Гриценко или Рабиновича. И не потому что любят их. А потому что они очень не любят тех, кто еще представлен в этом опроснике. Т е они просто не любят Петю или Юлю, и готовы голосовать хоть за черта лысого, лишь бы не за них. И вот в опросниках роль этого черта лысого и исполняют условные Гриценко и Рабинович. Их беда в том, что потом, когда дело доходит до голосования, за них уже никто не голосует. Их беда и наше счастье, стоит заметить. Вернее, голосует гораздо меньше людей. Потому что таких «чертов лысых» набирается под 30 человек и протестное голосование просто распределяется. Они просто эквивалент галочки «против всех» для тех, кому религия или воспитание не позволяет отвечать, что он против всех.
Потом идет целый набор актеров второго плана. В первую очередь это Ляшко и Бойко. Боятся Бойко не стоит совершенно. После аннексии Крыма и войны на Донбассе пророссийский кандидат не может победить просто физически. Он может надувать щеки, побеждать на выборах в Мариуполе, но это все. Самое большое счастье для него – что не посадили. Будут и дальше торговать своим лицом и рейтингом, без особого вреда для государства. Ляшко же персонаж пусть и влиятельный, но просто комичный. И шансов победить в итоге у него тоже не будет. Он умело торгует своей долей пирога, иногда даже делает что-то полезное, но в целом умеренно вредит. Ключевое слово тут «умеренно». Много проблем он не принесет. А его активные нападки на Юлю даже помогают бороться с популистической заразой. Которая является основным риском для Украины.
Может испугать, что мы опять окажемся между выбором между Юлей и Петей. Собственно, выбор между откатом реформ (фактически еще одно потерянное десятилетние) и медленным движением вперед. Скорость которого нас не устраивает. Но тут мы возвращаемся к тому, что вместе эти два кандидата собирают 20% голосов. Все прочее – непаханое поле. Поле, из которого через год может выйти кто-то. Может и не выйти, конечно. Вот чтобы Садовой не вылез, его мусором завалили, например. Но тем не менее, именно потенциал этого третьего игрока и радует больше всего. И именно на него должны ориентироваться люди, ориентирующиеся на реформы. И на быстрое движение вперед. Кандидат, который будет опираться на активную часть общества и западных кредиторов. Без них никуда, увы. Благо, в 2019-2020 гг. рычаг влияния МВФ снова станет высоким.
Назовем его «Кандидат, что имя нельзя называть». Нельзя по нескольким причинам. Во-первых, его еще нет. И если он и появится, то должен быть первым, кто заявит о себе. Во-вторых, пока его может быть много. У каждого может быть свой. Хотя, есть подозрения, что у многих версии сойдутся. Главное – что если бы сейчас этот кандидат заявил сегодня о своих планах, лидеры гонки объединились бы и с удвоенной силой принялись бы атаковать ее. Даже забыли бы временно о «липецкой фабрике» и «пластических операциях». Поэтому условный «Кандидат, чье имя нельзя называть» должен держать паузу максимально долго. И, в конце концов, имя его для нас не так важно. Мессианство мы уже проходили. Не работает.
Для нас главное повестка, с которой он вступит в должность. Причем даже не его предвыборная программа. Потому что, увы, этот кандидат не выиграет выборы, если будет заявлять, что надо запустить приватизацию и сделать рынок земли. Опросы вам в помощь. «Кандидат, чье имя нельзя называть» будет вынужден избегать этих тем. Ключевое для «Кандидата чье имя нельзя называть» — чистая репутация. Он должен быть из нового поколения, не испорченного украинской политикой последних 20 лет. Именно тот факт, что он должен быть из нового поколения, будет обладать моральным авторитетом и должен строить свою кампанию в первую очередь на антикоррупционной риторике будет тем сигналом, который скажет нам, что кандидат «свой». Плюс, у него будет множество шансов подать сигнал, что он готов двигаться вперед быстро.
А задача «прогрессивной общественности», которая сейчас в апатии хватается за голову, впадает в депрессию и причитает по поводу будущего, подготовить для «Кандидата, чье имя нельзя называть» программу, которую он потом будет продавать людям. После выборов. Пока окно возможности будет открыто. Программу, которую можно будет продать простым людям на простом языке. И тогда, в случае положительного развития ситуации мы получим и кандидата, с котором мы сможем двигаться быстро. В конце концов, все давно знают, что надо сделать. Тут нужно выдумывать велосипед. Нужно просто продать людям то, что сделает их жизнь лучше.
Если же такой кандидат не появится, то старания не пропадут даром. В конце концов, сформулированная «народным языком» программа реформ позволит даже при сохранении действующего президента активнее продвигать изменения. Опять же, высокая зависимость от внешних кредиторов в 2019 году нам в помощь. Ну а если победит Юля, то каждый сможет издать книгу в эмиграции «Как могло бы быть, если бы не…».