Необходимо ли вообще взаимопонимание между людьми.
Начну с парадоксальных вопросов и тривиального ответа. А необходимо ли вообще взаимопонимание между людьми? К чему бы привели человечество единомыслие и единодушие? Вот мой ответ: полное взаимопонимание привело бы к застою и скуке, а единомыслие — к интеллектуальной и душевной смерти… Когда все знают и понимают так, как знаешь и понимаешь ты, наступает коллапс информации, развития, эволюции и остановка в движении…
В 1957 году Леон Фестингер ввел понятие когнитивного диссонанса, под которым ныне понимают болезненный психический дискомфорт индивида, вызванный столкновением в его сознании конфликтующих представлений — идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций. Это явление объясняет конфликтные ситуации, которые нередко возникают в сознании одного человека и разрушают его внутреннюю гармонию. Таким образом индивид «регулирует» свое мышление, дабы уменьшить конфликт внутри себя. Так вот, лично я считаю когнитивный диссонанс движущей силой культуры и человеческой эволюции в целом, потому что когда в сознании гения возникает «столкновение конфликтующих представлений», то именно из него открываются входы в новые, чудесные и неведомые миры. Меня никогда не страшили взаимоисключающие идеи и несовместимые представления, потому что мой внутренний мир не имеет ограничений и запретов и легко умещает — ВСЁ, всё мыслимое и немыслимое. Лично я не вижу противоречий между наукой и мистикой, потому что только постоянное и мощное взаимодействие и конкуренция ума, логики, откровения и прозрения приводят к величайшим парадоксам квантовой механики и к мощным прорывам в понимании мира.
В соответствии со сказанным, я одновременно являюсь сторонником абсолютной свободы мысли, мощной конкуренции идей и необходимости максимального взаимопонимания между несовместимыми мирами — разными людьми… Потому что когда нет взаимопонимания, исчезают нормальные отношения и люди обращаются в скотов.
Когда говорят, что люди — это огромные миры, я воспринимаю это не только как глубокую аллегорию, но как виртуальную реальность: каждый человек невероятно сложен, и, увы, нередко отделен от другого труднопреодолимыми пространствами, все мы связаны с другими как силами притяжения (гравитации), так и отталкивания (темная энергия). Война миров — это не только фантазия, но то, с чем мы постоянно сталкиваемся от своего рождения и до самой смерти. Люди всегда конфликтовали и воевали между собой не только по причине «свои-чужие», но из-за отсутствия взаимопонимания, взаимоуважения, ослепляющего и оглушающего эгоизма. Мы как-то научились излагать собственную позицию, но нам, как и тысячи лет тому назад, трудно понять или принять чужую. Мы не умеем ставить себя на место другого, потому что понять другого, как говорила Марина Цветаева, — значит этим другим хотя бы на час стать. Эгоизм, ненасытность нашего эго жаждет того, чтобы все люди думали или вели себя так, как мы того от них требуем, что неизбежно кончается элементарным непониманием, обидами, ссорами и конфликтами.
Что такое понимание? В первом приближении, это совпадение «карт мира» в сознании разных людей, единодушие по поводу какой-либо информации — мыслей, представлений, чувств, желаний и так далее. Мы хорошо воспринимаем то, что нам близко и знакомо, и гораздо хуже — то, о чем мы не информированы. Ибо, чисто подсознательно, многих страшит новая, неведомая, сложная информация. А вот всё известное «братья по разуму» воспринимают как свое и именно тогда понимают друг друга. Это означает, что для того, чтобы добиться взаимопонимания, необходимо долго и упорно усваивать все многообразие информации — дабы научиться воспринимать чужое как свое.
Научиться понимать, видеть, слышать — сложное искусство, которым овладевают немногие. Немногим дано понимать других, поставить себя на чужое место, воспринять непривычное, стать терпимым, замечать невидимое, принимать других такими, какими они есть. Для многих людей понять другого человека — все равно что обнять кактус или поцеловаться со змеей. Почему так? Потому что способность понимать других — не только добродетель или достоинство, но — огромный и тяжкий труд, большая и недоступная культура. В молитве матери Терезы есть такие слова: «Господи, помоги мне почесть благо ближнего превыше моего собственного. Да буду я трудиться понять его, а не искать у него понимания, да буду я трудиться любить его, а не искать у него любви…» «Трудиться понять ближнего», труд понимания во многом соразмерен огромному труду любви.
Все, наверное, видели грызущихся псов, шакалов, отгоняющих собратьев от своей падали, или даже голубей, клюющих более слабых особей за крошку хлеба. Так вот, в человеческих взаимоотношениях все еще проявляется наша животность — огромный хвост коллективного бессознательного, который тянется за нами из нор и пещер… Именно этом хвостом объясняются наши нетерпимость и глухота по отношению друг к другу. Как первобытным дикарям, нам не хватает доверия, толерантности, сочувствия, сопереживания, чувства душевого беспокойства… Я бы усилил мысль: с очеловечиванием пришли дополнительные причины раздора, вражды, взаимонепонимания и эгоизма — разум привнес нам не только океан информации, но и огромную связку проблем, усиливающих то, что нас разделяет. Религии, идеологии, партии, национальности, но — главное — разные уровни нашего развития — становятся труднопреодолимыми проблемами, рождающими самые нелепые противоречия и ведущие к нетерпимости и войнам. Обычно люди судят лишь своими мерками, а других просто не принимают в расчет.
Я уже сказал о вреде нашего эгоизма, мешающего нам слышать и понимать друг друга, укрепляющего наши амбиции. Мы все еще больше любим брать, чем давать и это качество слабо зависит от уровня нашего интеллекта и от знаний, которыми мы обладаем. Мы плохо сознаем, что наше эго, постоянно ищущее возможности самоудовлетворения, является тормозом для нашего духа, только начавшего сознавать, что гораздо приятнее давать, чем брать.
Всё то, что делает человечество разнообразным, многоцветным, ярким, полифоническим, одновременно создает барьеры между народами и людьми: расы, нации, религии, идеологии, ментальность, образованность, интеллектуальность, информированность, продвинутость, гендерность, языковые, вкусовые, персональные, возрастные различия — всё может служить препятствиями во взаимопонимании или поводами для вражды.
Я совершенно не терплю слов «объективность», «объективация», «объективная оценка», потому что в этом мире объективным может быть только Бог, а мы прячем за размытыми понятиями собственные интересы и свою убогую реальность, выдаваемую за абсолютную истину. К сожалению, мы не понимаем друг друга во многом потому, что наши внутренние миры несопоставимы по знаниям и возможностям. Эти различия не содействуют трезвости, непредвзятости и даже способности реальной оценки собственных возможностей. Понимание невозможно без снятия пелены с наших глаз, без стремления войти в мир вашего собеседника, доброжелательности и толерантности по отношению к нему. Понимание мира, есть принятие его таким, каков он есть. Понимание необходимо для развития и распространения культуры: каково понимание, таково и качество общения и, в конечном счете, самой жизни…
Проблема понимания носит сложный экзистенциальный характер, и, как выяснили такие выдающиеся мыслители как Хайдеггер, Гадамер, Рикёр, связана не просто с процедурами человеческого мышления, но с самим способом бытия человека в мире. Судя по всему, понимание — это вообще главное, что нужно человеку в мире. Речь идет даже не об актах познания, а о бытийном или онтологическом реагировании, открытии новых, неведомых до сих пор граней, связывающих сознание и бытие.
Взаимопониманию во многом препятствует различие психотипов личностей, индивидуальные особенности восприятия или эмоциональности, разные уровни восприятия, степени развитости или неразвитости ума и чувств. Более того, чем выше уровень личностного развития, тем сложнее становится паттерн личности и тем труднее он вписывается в любую типологию. «Близкие сердцем понимают друг друга без слов», «любовь предпочитает равных», «у каждого своя логика» — эти и подобные им высказывания акцентируют различия между людьми, необходимые для понимания друг друга.
У каждого свои понятия красоты, свои идеалы, предпочтения, своя логика, свои представления о Мире и Боге. Каждый человек строит свой мир и живет в нем. Все мы смотрим на мир через призму наших установок, потребностей, желаний, привычек и т.д. Следовательно, мы видим его избирательно, лучше сказать — искаженно. Мы видим даже не мир, а свои представления о нем, собственные интерпретации и схемы, сложившиеся в нашей голове. Поэтому мы никогда точно не знаем точно, как видит и ощущает мир другой человек.
Человек в состоянии овладеть только тем, что способен понять, а понять он может только то, что соразмерно его миру. Даже видя или читая одно и то же, мы воспринимаем его по-разному. Каждый по-своему. Каждый видит то, что желает увидеть и в той степени, которая ему доступна. По мнению французского философа Бернара Вербера, очень немногие люди способны сами понять происходящее. Они повторяют то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец, они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они с жаром защищают, если им противоречат. Однако они могли бы сами посмотреть и подумать, чтобы увидеть мир таким, каков он на самом деле, а не таким, как его хотят им показать.
Человек способен понять только то, что находит отклик в его душе или памяти, а также то, что соответствует его внутренним установкам, ожиданиям, прогнозам. По мнению психологов, понимание — это такой компонент мышления, который направлен не на получение новых знаний, а на их осмысление. Ключевые слова для обозначения понимания — «смысл» и «ценность». Из уникального опыта пребывания в фашистском концлагере автор бестселлера «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл сделал вывод, что главное для человека — найти смысл жизни. Но смыслы и ценности неодинаковы и резко сокращают точки соприкосновения между разными людьми.
Непонимание между людьми возникает из-за того, что они вкладывают в одинаковые слова разные смыслы. Любое слово многозначно, но смысл для человека имеет одно из значений, которое он выбирает, которое ему небезразлично и к которому он активно относится. Часто говорят о тирании слов: что бы мы ни говорили, наши слова, попадая в голову другого, значат для него совсем не то, что мы хотели сказать. Человечество так и не создало универсального языка, не требующего интерпретаций. Впрочем, такой язык, видимо, невозможен или сильно ограничил поэтически-аллегорическое богатство нашего общения, сделав нас роботами…
Американский ученый Пол Экман показал, что в понимании большую роль играет не вербальный фактор, а эмпатический. Глаза, улыбка, мимика, жесты, симпатия — всё это имеет большое значение. Играет роль не только то, что человек говорит, но и как он ведет себя при этом. Если человек вам глубоко антипатичен, то достичь чувства близости с таким человеком гораздо труднее. Нам понятны только те действия, которые приобретают для нас какой-то смысл или представляют какую-то ценность. Понимание связано с эмпатией, то есть с сопереживанием текущему эмоциональному состоянию другого человека, с нашим аффективно-эмоциональным отношением к объекту понимания. Мы всегда соотносим текущую ситуацию с той, какая должна быть по нашим представлениям. Нейробиологи из Принстонского университета установили, что эмпатия, взаимопонимание, пребывание «на одной волне» приводит к синхронизации активности определенных участков мозга, говорящего и слушателя.
Но когнитивные методы явно недостаточны при вторжении в духовное «я» субъекта. Поэтому ни логика, ни рацио не являются основанием для взаимопонимания. Творческие моменты понимания не описываются какими-то познавательными процедурами и т.п. Это нечто, связанное с озарением, инсайтом, епифанией, приподнятым состоянием духа, когда человек возвышается над своей материальной сущностью. Здесь очень важно понятие пиковых переживаний Абрахам Маслоу. Он опрашивал людей о самых ярких переживаниях в их жизни: что они ощущали в те моменты, почему помнят о них и как это изменило их и их жизнь… Так вот, взаимопонимание между людьми разных психических структур, скажем, между верующими и атеистами, возможно лишь при огромном взаимоуважении и само по себе является пиковым переживанием. А вот у Николая Рериха есть мысль о том, что понимание приходит во время молчания, не нарушаемого словами. Слова только мешают пониманию. Но это предмет дальнейших исследований…
Кроме проблемы понимания, всегда есть проблема морали, то есть то, что допустимо, а что нет. Чтобы лучше понять другого человека, ни в коем случает нельзя лгать и обманывать, согласие в этом отношении бескомпромиссно. Ложь — намеренное искажение фактов, и лишь порочная власть добивается «взаимопонимания» с народом ценой огромной лжи… Иммануил Кант учил, что категорически нельзя допускать ложь ни в чем, поскольку любая ложь всегда кому-нибудь вредит: либо человеку, либо человечеству.
Пониманию во многом препятствует дремучесть, консерватизм, привычки, застарелые убеждения. Поэтому всегда легче взаимодействовать с либералами и неофилами, чем с реакционерами, не готовыми жертвовать своей твердолобостью даже ради близких людей. Влиянию убеждений более подвержены мужчины, не склонные идти на уступки. Женщины по своей природе большее гибки и поэтому более склонны к сглаживанию конфликтов. Кстати, гибкость мышления закладывается в детском возрасте и поэтому в интеллигентных семьях получаются более терпимые дети, нежели в консервативных.
Многие проблемы общения между мужчинами и женщинами возникают из-за гендерных различий психики и особенностей восприятия окружающего мира. Например, женщины-матери лучше ощущают проблемы и потребности других людей, нуждающихся в поддержке. Они полагают, что это свойственно и мужчинам. А поскольку представительницы слабого пола в этом ошибаются, то у них возникает чувство огорчения и обиды на партнера. Со своей стороны, мужчины, больше ориентированные на логику и конструктивность, чем на эмоции, ждут того же от своих партнерш, что часто создает конфликтные ситуации между мужчинами и женщинами. Кроме того, женщины больше ориентированы на межличностные отношения, а мужчины на предметный мир и взаимоотношения с ним. Поэтому мужчины больше интересуются спортом, политикой и т.д., а женщин больше привлекают люди. Мужчины понимают ложь и обман прямо и непосредственно, а у женщин этот переход от осознаваемого к неосознаваемому очень многообразен.
Если бы люди, общаясь, развивали в себе стремление понять, принять или простить, а не судить или глумиться, они бы быстрее обрывали канаты, связывающие их с неолитом. Вот и необходимо всю жизнь учиться понимать, а не осуждать. Увы, очень немногим дано такое счастье. Люди любят говорить о счастье и любви, но мало кто знает, что счастье и любовь невозможны без понимания и прощения. Только полностью понимая и принимая, можно полюбить глубоко. Как говорил Василий Розанов, кто пробуждает в нас понимание, тот возбуждает в нас и любовь. Есть два способа быть понятым: через истинную любовь или через здравый смысл.
Одним из механизмов формирования нашего бессознательного является вытеснение — удаление из нашего сознания всего, что нам неприятно, часто — перенос его на другого. Мы ненавидим в других то, что не воспринимаем в себе. Люди, которые нам более всего неприятны, чем-то похожи на нас самих. Артур Шопенгауэр считал, что человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого он может лишь соразмерно с собственным умом. Но это — на уровне сознания. А вот на бессознательном уровне все мы друг другу — джекилы и хайды…
Степень понимания между людьми связана как с уровнем их культуры, так и с различием культур. Низкий уровень сознания и культуры, а порой элементарная невоспитанность не позволяют людям слышать и понимать друг друга. Только люди ограниченные, не умеющие строить логические суждения или опирающиеся в своих суждениях на примитивные представления о мироустройстве, считают свое понимание единственно правильным. Совсем иначе дело обстоит у людей развитого интеллекта. Точно так, как полиглот понимает много языков, культурный человек, как правило, более терпим и толерантен. Чем культурней человек, тем больше он расположен к восприятию новой информации, а вот homo vulgaris в этом отношении порой стоит ниже обезьян, потому что обезьяны очень восприимчивы к новым знакам… Продуктивное общение — это, прежде всего, обмен новой информацией, и поэтому, не скрою, мне гораздо приятнее общаться с неофилами, чем с недоумками, которые, увы, всегда в абсолютном большинстве и у которых главный и определяющий тезис в общении — «ты не прав».
Одна из серьезных причин взаимонепонимания — различие смыслов, вкладываемых нами в одни и те же слова. Лучше даже говорить не о различии, а о богатстве или букете смыслов, потому что у продвинутых людей понятие всегда многомерно, а у примитивных или зомбированных, в лучшем случае, стереотипно или выхолощено до уровня плинтуса. Пропаганда широко пользуется примитивностью «интеллектуального большинства» и поэтому выстроена и настроена на уровень плесени, мхов и лишайников. Из-за примитивности сознания охлоса столь распространено выражение «ты не прав» — этот главный аргумент недоумков в дискуссии с высоколобыми. Впрочем, каждый носит свою клетку, панцирь, химеру внутри себя или на своих плечах, воспринимая окружающее через прорезь прицела или собственную амбразуру…
Говорят, что люди не злы, а подчинены собственным интересам. Так вот, многие трудности в общении связаны с тем, что мы слишком часто ставим собственные интересы выше компромисса и мирного решения проблемы. Главным условием свободы является инакомыслие, свобода думать собственной головой и быть не таким как все. Еще — терпимость, способность слышать, понять и принять другого. Черствые люди на это не способны, поэтому эгоисты слышат только самих себя.
Важно понять, что все мы разные и что именно это различие украшает и живит мир. Благодаря различию нашего ума, наших чувств, наших ценностей и достоинств происходит движение вперед — точно так же как ток в проводах может течь лишь при наличии разности потенциалов.