Еще в 2014-м появилось ощущение, что в Украине начнется антигрузинская кампания.
Не потому, что кого-то волнует национальный вопрос, а потому что появление грузинских реформаторов задели интересы разных людей. В первую очередь интересы ватников, как в России, так и в Украине – они пользовались информационными лекалами российской пропаганды и «Грузинской мечты». Во вторую очередь – украинской мафии, не желавшей реформ и прежде всего изменений в правоохранительной системе.
И, наконец, политической мафии – тех, кто боялся потерять теплые места в Верховной Раде, в министерствах и государственных учреждениях, там есть кормушки, до сих пор интересные для большого количества взяточников.
Ощущение опасности появилось неспроста – я много лет занимаюсь изучением пропаганды и примерно знал, откуда она исходит и как будет использована накатанная российская технология: ложь, дезинформация, использование телевидения, радио, интернет-ресурсов. Создание сети блогеров, способных за небольшие деньги постить бред и сказки.
Информационная война началась практически сразу, когда появилась опасность запуска реформ – к тому времени в Верховной Раде и на министерских постах основательно уселись политики старой гвардии, те, кто бегал при Януковиче с полосатыми лентами, многие из них вышли из рядов партии регионов.
Если сейчас посмотреть на биографии чиновников, то они мало чем отличаются от жизненного пути сторонников Януковича, как и депутаты, успевшие вовремя переметнуться из одного политического лагеря в другой.
Технология ненависти хорошо известна российским политтехнологам, которые прямо или косвенно стали использовать грузинских информаторов из сторонников «Грузинской мечты» и опыт российских пропагандистов – стали появляться публикации о «неправильных штанах» или «неправильных носках», интервью с одиозными грузинскими политиками российской ориентации.
К большому сожалению, украинское информационное пространство изолировано от грузинского: в Грузии более-менее знают Украину – понятен язык, его легко выучить, с Грузией все сложнее и потому украинские журналисты традиционно используют российские источники – они понятные. Но никто не удосуживается проверять информацию.
Так было в 2008 году, так происходит и сейчас, поэтому биографии грузинских реформаторов в Украине известны лишь со слов российских интерпретаторов, имеющих свой интерес.
Сейчас уже мало кого в Украине волнует, что произошло в Грузии пять лет назад – раз президент поехал, значит, все хорошо, но не знают, что на самом деле это была туристическая поездка с посещением музеев, проведением бизнес-форума без последствий, а что происходило за кулисами поездки – можно только догадываться.
Украино-грузинским дипломатическим отношениям в следующем году будет 100 лет, но на самом деле они давнее. С того времени, как в 1853 году в Грузию были переселены 18 тысяч человек из Полтавской губернии и Запорожья, когда грузинские украинцы защищали независимость Грузии в 1921 и 1924 годах, когда грузины воевали в УПА за свободу Украины, когда украинские вертолетчики и военные моряки спасали грузин, бежавших из Абхазии, как сейчас Грузинский легион воюет за освобождение Донбасса от врага.
Я встречал в Украине людей, не знавших о том, что Михаил Грушевский окончил тбилисскую гимназию, что Леся Украинка несколько лет жила в Грузии, что два народа – жителей Грузии и Украины – связывает очень многое, не только в свободолюбивой ментальности, но и в вере в независимость своих стран, в дружеской поддержке и в искренней любви многочисленных грузино-украинских браков.
Происходящее сейчас в отношениях двух стран, надеюсь, мимолетная неприятность, но важно всегда знать, что всегда найдется много внутренних и внешних врагов, которые будут пытаться эти отношения разрушить.