Степану Кубиву пора в отставку. Минэкономики стало пособником коррупции

Показательна попытка Минэкономики избавиться от неудобных чиновников

Министерства экономики существуют во всех странах мира, а имена успешных реформаторов попадают в учебники истории – как Людвига Эрхарда в Германии, например. В Украине после революции достоинства Министерство экономического развития и торговли возглавил литовец Айварас Абромавичус, но спустя год он поплатился местом, когда попытался навести порядок в госкомпаниях – дойных коровах находящихся при власти кланов.

После прихода Степана Кубива Минэкономики утратило статус локомотива реформ. Оставшийся на посту заместителя Макс Нефьодов занят узким профилем задач, тогда как все министерство стало источником проблем для бизнеса и послушным инструментом олигархов и спецслужб.

С жалобами на ведомство я столкнулся еще в начале года. Тогда Кубив, получив предписание СБУ, без раздумий наложил санкции на независимых трейдеров сжиженного газа, даже не попытавшись вникнуть в проблему. Через месяц СБУ признала, что претензий к трейдерам нет. Но за это время свободную нишу на рынке автогаза занял одиозный Виктор Медведчук.

Другой пример – когда Минэкономики по науськиванию СБУ наложило санкции на австрийского производителя приправ для колбас и сосисок Matimex. По словам знакомых с ситуацией, предыдущие владельцы предприятия для спокойной жизни разносили $ 250 тыс. в год «чаевых». Бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета внес предложение поменять порядок введения санкций – только по решению суда, но его реформаторская инициатива не получила развития.

Также осенью прошлого года руками Мин-экономики была предпринята попытка переподчинить УкрТрансГаз – одно из самых коррупциогенных предприятий, отданное после Майдана на пропитание Народному фронту. Тогдашний руководитель, ставленник Николая Мартыненко Игорь Прокопив, нашел защиту именно в лице Кубива. Ситуацию удалось спасти лишь после вмешательства посла США, безапелляционно указавшей на необходимость сохранить УкрТрансГаз в подчинении Нафтогаза.

Еще Минэкономики создало благоприятные условия для Дмитрия Фирташа, монополизировавшего рынок удобрений. В ведомстве ускорили вступление в силу антидемпинговых пошлин для импорта, что позволило Фирташу взвинтить цены, обдирая фермеров. Этот процесс сопровождала заместитель Кубива Наталья Микольская, которая до прихода на госслужбу вела Фирташа как клиента юркомпании.

Показательна попытка Минэкономики избавиться от неудобных чиновников, оставшихся со времен Абромавичуса, – например, главы Госрезерва Вадима Мосийчука. Неприятности у него начались после заключения договора о поставках топлива от малоизвестной на тот момент компании Трейд Коммодити. Ее патрон – Андрей Адамовский, партнер по бизнесу и сосед по офису Александра Грановского, президентского «решалы» по силовикам и судам. Он лично приходил в Госрезерв с требованием забрать топливо, но получил отказ из‑за низкого качества продукции. После этого Кубив запустил служебную проверку главы Госрезерва, касавшуюся не результатов работы ведомства, а того, где и когда он проводил отпуск или больничный, и самое интересное – почему уволил подчиненных, замешанных в коррупции.
Еще одна сфера провала Минэкономики – назначение на конкурсах руководителей госкомпаний. Процесс замер с конца прошлого года и ожил лишь перед летними каникулами под давлением западных доноров и консультантов правительства. На сегодня согласован список предприятий, куда должны быть избраны независимые руководители, но Минэкономики всячески блокирует приход нового шефа на подчиненную ему Объединенную горно-химическую компанию. Этот актив, управляющий титановыми комбинатами, был отдан на растерзание Мартыненко, а отстраненный директор Руслан Журило даже побывал в следственном изоляторе в рамках расследования НАБУ. Но и сейчас, когда вскрыты схемы и названы бенефициары, операции все равно проходят через «прокладку» Bollwerk, связанную с Мартыненко.

Также на счету Кубива – срыв назначения руководителя завода ЭлектроТяжМаш, где состоялся конкурс еще при Абромавичусе, но победившего француза так и не привели к должности, затягивая процесс согласования. Кубив не хочет передавать ни титановые, ни машиностроительные активы в управление Фонда госимущества, что блокирует его приватизацию. Имитация конкурсных назначений привела к бойкоту со стороны главы офиса МВФ в Украине Джерома Ваше, вышедшего из номинационного комитета.

Кубив может быть заслуженным участником революции достоинства, но его работа министром явно не соответствует вызовам времени. Он может умело выполнять просьбы АП, но неспособен уловить чаяния бизнеса, ожидающего от властей новой экономической политики. А значит – пришло время ему искать другую работу.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам