Есть опасность, что правительство может свернуть с пути реформ.
Впервые, спустя пять лет, Украина разместила свои облигации на международном рынке. 18 сентября украинское правительство продало 15 млрд. еврооблигаций сроком на 15 лет с годовой доходностью 7,375%. Выпуск облигаций был превышен более чем в три раза. В первоначальных заявлениях говорилось о запланированной продаже облигаций в размере $2,5 млрд, из-за большого спроса украинское правительство увеличило объем ценных бумаг. И это продажа говорит о многом, и у нее большие последствия.
Во-первых, очевидно, что Украина вернулась на международный рынок. Продажа еврооблигаций прошла успешно, и это говорит об одобрении участниками рынка новой экономической политики Украины, реализованной после Революции достоинства. Новому правительству Украины удалось свести к минимуму дефицит бюджета и иностранных платежей, при этом контролируя государственный долг. Самое поразительное в том, что государственные расходы Украины снизились на 13 проц. пунктов: с 53% ВВП в 2014 году до 40% сегодня.
Украина преуспела, кроме того, сейчас подходящее время для продажи облигаций. Глобальные рынки ищут бумаги с высокой доходностью и готовы рисковать. Многие страны вышли на международные рынки ценных бумаг, и Украина разумно последовала их примеру.
Реальной причиной возвращения Украины на международные рынки долговых бумаг стало то, что Киеву в 2019 и 2020 годах предстоит обслуживание государственного долга, которое составит $7,5 млрд. и $ 6,1 млрд соответственно. Поэтому этот выпуск облигаций будет в основном использоваться для рефинансирования этих долгов. В этом отношении 2019 год больше не будет казаться таким тревожным. Ничто так не вдохновляет, как успех.
Традиционно Украина получала прямых иностранных инвестиций в объеме от 3% до 4% ВВП ежегодно. Но в течение последних трех лет Украина практически ничего не получила. Главная причина — иностранные инвесторы опасались российской военной агрессии России на востоке Украины. Продажи государственных облигаций обычно считаются гораздо более безопасной операцией, чем прямые инвестиции. Но недавний успех с государственными облигациями может привлечь внимание к Украине.
Однако сейчас существует опасность того, что страна откажется от своего соглашения с МВФ и свернет с нынешнего пути реформ. Украинское правительство по-прежнему разделено: одни политические силы поддерживают реформы, другие — предпочитают старую систему. До сих пор МВФ, благодаря существенному финансированию, удавалось удержать реформаторов. Но выход Украины на международные рынки облигаций ослабляет давление МВФ. В 2010 году бывший украинский президент Виктор Янукович выполнил все требования МВФ в течение нескольких месяцев, но так и не достиг выхода на международные рынки ценных бумаг. Затем Янукович прекратил все реформы и сосредоточился на собственном обогащении.
Украина выполнила жесткие требования МВФ о единых ценах на энергоносители, сокращении государственных расходов и дефицита бюджета и принятии плавающего обменного курса. Была очищена коррумпированная банковская система. Но следующий раунд реформ может оказаться более сложным для правящей политической элиты Украины. В верхней части списка требований МВФ речь идет о создании независимого антикоррупционного суда, против которого на конференции «Ялтинская европейская стратегия» в Киеве выступил президент Петр Порошенко. А судя из недавнего интервью первого заместителя управляющего директора МВФ Дэвида Липтона, для фонда — это абсолютное условие для продолжения сотрудничества.
Другими требованиями Запада являются свободный рынок земли, пенсионная реформа и новый закон о приватизации. И если пенсионная реформа в Украине начата, то создание земельного рынка, по-видимому, отложено на неопределенный срок.
В марте 2015 года МВФ и Украина заключили соглашение о финансировании украинской экономики на сумму $17,5 млрд. Средства будут выделены в течение четырех лет. На сегодняшний день МВФ предоставил Киеву $ 8,8 млрд, то есть половину от предполагаемой суммы. Украинское правительство ожидало, что получит отложенный транш в размере $ 1,9 млрд до конца этого года. Но после скептических слов Липтона и переносе сроков визита очередной миссии МВФ в Украину, предоставление транша остается под вопросом.
Тем не менее, экономика Украины будет расти быстрыми темпами благодаря экспорту, который в первой половине 2017 года вырос на четверть. Но сейчас главный вопрос заключается в другом: будет ли экономический рост стимулировать дальнейшее преобразование страны или позволит правительству успокоиться и остановить реформы?