Или люди с планеты «Амстердам».
На минувшей неделе имя Эберхарда ван дер Лана узнали далеко за пределами Амстердама, города, которым он руководил с 2010 года. 18 сентября мэр подал в отставку: состояние здоровья окончательно лишило его возможности исполнять обязанности. О том, что ему поставлен смертельный диагноз, ван дер Лан сообщил еще в январе, пообещав продолжать работать, пока на это хватит сил. Однажды, в 2013 году, ему удалось победить рак, но тот вернулся. И вот силы закончились.
Мэр написал жителям города прощальное письмо.
«Дорогие амстердамцы,
В январе я рассказал вам, что узнал от врачей плохие вести, но я надеялся: что «еще немного» смогу быть вашим мэром. Последние восемь месяцев я выполнял свою работу с радостью. Ваша поддержка мне очень помогала.
Это «еще немного» истекает сегодня. Врачи сказали мне, что больше не могут меня лечить. Я сказал представителю короля, что болен. С этого времени мои обязанности будет исполнять заместитель Кайса Оллонхен.
Быть мэром самого красивого и самого дорогого мне города во всем мире — это большая честь. Спасибо за ваше доверие, участие и поддержку и возражения, которые я получал от вас последние семь лет.
Позаботьтесь о нашем городе и друг о друге.
Прощайте».
А 20 сентября вечером жители Амстердама собрались под домом мэра и аплодисментами выразили ему свои чувства. Ван дер Лан выйти к людям уже не смог, со словами благодарности вышли жена и дети – их у умирающего пять. 8 сентября, за десять дней до отставки, мэр Амстердама прошелся по центральным улицам города вместе с королем Виллемом-Александром, который таким образом выказал поддержку ван дер Лану. Король и мэр болтали друг с другом, с прохожими, заходили в кафе и ресторанчики. Всем было понятно, что это прощание.
Эта история разошлась по мировым СМИ, она очень трогательна и человечна, в этом смысле понятна тем, кто не может себе представить, чтобы поведение их политических лидеров было настолько полно достоинства и благородства. Непонятно другое: как сделать так, чтобы подобное было возможно, например, у нас? Потому что ходовой комментарий к истории из Амстердама в украинском фейсбуке: «У нас во многих городах дождаться не могут, когда мэр, наконец, сдохнет, и аплодировали бы этой новости». Конечно же, среди аплодирующих было бы немало тех, чьими голосами покойник стал мэром, такой парадокс.
Граждане Нидерландов вообще во многих отношениях ближе к инопланетянам. В том же Амстердаме граждане выбирают «ночного мэра» — человека, который защищает интересы развлекательного бизнеса перед «дневной мэрией» и делает все, чтобы в городе было легко, весело и безопасно развлекаться, при необходимости – 24 часа в сутки. Господи, да о чем говорить: в стране не запрещена проституция, легализована марихуана, а с 2001 года тут перестали мучить неизлечимо больных: разрешена эвтаназия. Неважно, как к этим вещам относитесь лично вы, важно, что у нас эти вещи невозможно даже обсуждать на сколько-нибудь вменяемом уровне. Но без глубокого взаимного уважения и внимания к человеческому в человеке в обществе неоткуда взяться мэрам, да и прочим руководителям, которые себя по-человечески ведут.
Мне, например, абсолютно непонятно, почему журналистов радио «Свобода», с пяти часов вечера до трех утра топтавшихся под Country Club на Обуховской трассе, где все руководство страны женило сына Юрия Луценко, нельзя было тут же пригласить в качестве гостей, познакомить с женихом и невестой, накормить чем-нибудь вкусненьким. Ну хотя бы вынести кусок торта ребятам можно же было?
Да нельзя, конечно. Дистанция между общественным самопозиционированием амстердамского мэра и любого из дорогих гостей украинского генпрокурора за свадебным столом — как между небом и землей. Амстердамцы провожали аплодисментами простого и при этом выдающегося согражданина. На «государственной» свадьбе гуляли ничем не выдающиеся небожители, за стеной туповатой охраны, под прикрытием снайперов, с дежурными скорой и пожарной. Конечно, они думают об Украине, давайте придерживаться позитивной версии. Но при этом не с нами и на свой весьма специфический лад. Нам остается умиляться картинкам из жизни и даже объявленной смерти инопланетян.
За здоровье молодых, что ли.