Зачем приезжал в Украину Реджеп Эрдоган

О публичных и закулисных итогах визита.

Шестое заседание Стратегического совета высшего уровня Украины и Турции, которое прошло 9 октября в Киеве, принесло не только политические заявления. Реджеп Эрдоган сообщил о высокой поставленной цели: увеличить товарооборот между нашими странами до $10 млрд ежегодно. По итогам 2016 года товарооборот составлял около $3,148 млрд. При этом Украина экспортировала почти вдвое больше, чем ввозила турецких товаров, — $2,049 млрд против $1,099 млрд.

К деньгам мы вернемся чуть ниже. А в политическом смысле Реджеп Эрдоган сделал в Киеве не только привычное для него заявление о непризнании аннексии Крыма Россией, но и дал понять, что готов похлопотать за крымских татар, арестованных и осужденных на оккупированном Россией полуострове. Миллионы крымских татар проживают в Турции и являются мощным фактором внутренней политики страны. Понятно, что у Анкары и Москвы есть своя игра, включающая не только крымские проблемы, но и отмену российских санкций, введенных после уничтожения бомбардировщика Су-24 турецкими ВВС в ноябре 2015 года, газопровод Турецкий поток и внешнеполитические маневры вокруг Курдистана.

Но помощь со стороны Эрдогана в условиях, когда факторов давления на Россию по крымским вопросам откровенно немного, определенно не будет лишней.

Петр Порошенко, принимая уважаемого гостя, всячески демонстрировал особый характер партнерства с Анкарой. Это и трехчасовые переговоры с глазу на глаз, и сообщение о линии конфиденциальной связи между ним и Эрдоганом, и выказанная готовность запустить новые паромные и авиамаршруты между Украиной и Турцией.

Представительная турецкая делегация, в которой были не только гражданские министры, но и шеф военного ведомства, позволяет предположить, что и на турецком берегу Черного моря отношения с Украиной воспринимают всерьез.

Эрдоган побывал в Киеве аккурат во время заметного осложнения отношений с Соединенными Штатами, которое привело к обоюдному прекращению выдачи неиммиграционных виз. Борьба турецкой власти с последователями Фетхуллаха Гюлена заметно осложняет отношения Анкары с Западом, который не собирается спокойно реагировать на происходящее массовое преследование турецких граждан, ставших летом 2016 года диссидентами. Хотя Эрдоган уже констатировал отсутствие необходимости вступления в ЕС, но вряд ли он собирается инициировать прекращение членства в НАТО. Тесные контакты с Украиной напоминают окружающему миру о статусе Турции как лидера Черноморского региона и региональной сверхдержавы. Напомним, что население южного соседа вдвое больше, а номинальный ВВП вдесятеро больше, чем у Украины.

И в этом контексте заявка на повышение товарооборота между нашими странами практически втрое — более чем амбициозна. Сегодня Украина имеет весомое положительное сальдо в торговых отношениях с Турцией, однако резко нарастить объем поставок в Украину товаров и услуг исключительно за счет туризма, продукции АПК, легпрома и автопрома будет крайне непросто. Подписание соглашения о взаимном стимулировании инвестиций и протокола к соглашению о недопущении двойного налогообложения выглядят логичными, но ключик к утроению товарооборота лежит в интенсификации поставок высокотехнологичных товаров.

Поэтому на повестке дня украинско-турецких отношений — заметная активизация военно-технического сотрудничества, для которого есть и политические предпосылки, и практический интерес. Оставим в стороне надежды на получение от Анкары летального оружия (настолько портить отношения с Путиным у Эрдогана нет объективных причин), но возможная кооперация для использования потенциала украинского ОПК, безусловно, возможна. Уже заявлено о поставке турецких специальных средств связи для украинских силовиков в 2018 году на сумму $43,6 млн.

Визит Эрдогана в Киев произошел накануне обнародования инициатив относительно конституционного статуса Крыма в контексте новых политических реалий. Крымских татар в Киеве до 2014 года считали едва ли не потенциальными перебежчиками на сторону Турции, а сегодня они — едва ли не ключевые коммуникаторы с авторитарным и влиятельным Эрдоганом. Не стоит ожидать от Украины «турецкого (де)марша» в отношениях с Европейским Союзом даже на фоне трений с Венгрией по поводу украинского закона об образовании. Диалог с Анкарой — партнером жестким и неуступчивым — должен избавлять от иллюзий и помогать в наполнении конкретным смыслом многочисленных заявлений об «уникальных возможностях Украины». Ну и совсем не лишним будет отказаться от идей относительно готовности Анкары сделать ставку на Киев в ее диалоге с Москвой.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности