Любое экономическое чудо – результат чудовищной работы.
Премьер-министр сказал, что Украина может стать одной из самых мощных экономик Европы. Лет 5 назад некто Янукович, только вступив в президентство, обещал вывести Украину в G-20. И все по классической славянской традиции. Лежал Емеля на печи, лежал-лежал, а потом – бац, и сразу самая развитая экономика Европы.
Беда в том, что так не бывает. Чудес не бывает. А любое экономическое чудо – это результат чудовищной работы и не меньших изменений. Более того, чтобы мы тут у себя не делали, мы все равно не догоним Германию. Максимум можем соревноваться с Чехией или Польшей. И это уже будет безумный успех. И даже для него нам надо совершить невозможное. Грузия увеличила ВВП в 3 раза, но так и осталась беднее Украины.
Но, давайте представим, что наш Емеля поймал щуку, занимаясь браконьерским ловом, и загадал: «Хочу для полного счастья, чтобы страна стала успешной и комфортной». И щука оказалась сказочной. Она понимала, что главная проблема Украины – отсутствие верховенства права. А еще она осознавала, что только либеральная модель, внедрённая всеми соседями западнее Чопа, поможет Украине стать успешной. И депутаты парламента, внезапно, стали реформаторами, забыли о коррупционном интересе и месяц без устали голосовали за важные законы. А правительство, точно также, побежало имплементировать эти решения. А где-то во Франции клонировали Эку Згуладзе, и десятки ее точных копий приехали в Украину, занявшись проектами по точечным реформам.
Итак, что должно произойти. В первую очередь – парламент. Рада с ходу принимает «депутатскую сотню», 100 первых необходимых законов. В первую очередь, депутаты проголосовали за создание Антикоррупционного суда, который тут же начал создаваться под контролем послов G-7, мировых финансовых институтов и под руководством Эки Згуладзе. Парламент также проголосовал либеральную земельную реформу, допустив к рынку с 1 января всех, кто только захочет – частных лиц, юридических лиц, иностранцев и даже рептилоидов, –оставив лишь ограничения по концентрации. Один из клонов Эки Згуладзе занялся подготовкой базы для имплементации закона. Депутаты приняли закон о Службе финансовых расследований, поручив второму клону Эки Згуладзе при поддержке послов G-7 и мировых финансовых институтов к 1 января сформировать эту службу. Все экономические подразделения полиции, СБУ и налоговой полиции были уволены и отпущены на вольные хлеба. Спустя год большая часть из них превратилась из миллионеров в банкротов, накупив на последнее биткоины и выпрыгивая из окон, когда пузырь лопнул.
Как результат, у бизнеса убрали главного врага. Сам бизнес с 1 января быстренько побежал выходить из тени. Ведь, помимо пряника, к нему применили кнут, в виде финансового мониторинга, одновременно прикрыв шару с внутренним офшором – ФОПами. Они остались только для условных бабушек, продающих семечки. И даже они продавали свои семечки с фискальным чеком, который можно было оформить даже на простом смартфоне. В результате, резко отбелилась контрабанда, потому как реализовывать серый импорт теперь было очень сложно. А за счет уплаченных налогов Ибицей, в Одессе удалось создать множество скверов.
Одновременно, парламент принял закон «О валюте», полностью либерализовав внутренний валютных рынок и значительно облегчив доступ внешних денег в страну. Тут же парламент проголосовал все необходимое для запуска системы контроля трансфертного ценообразования и амнистия капиталов (для всех, кроме политиков), позволив за 5% отступных легализовать все капиталы. Парламент принял и закон «О приватизации». А также правила BEPS.
Парламент вообще удачно поработал. Тут тебе и дерегуляция, и закон о защите прав кредиторов, чтобы банки, наконец, смогли кредитовать, и много других финансовых правил. Нацбанк, наконец, добрался до страхового рынка и начал там очищать Авгиевы конюшни.
Кабмин не мог отставать. Правительство, вдохновленное щукой и депутатами, принялось имплементировать решения и давно назревшие реформы. Был окончательно либерализирован рынок газа, с которого выкинули прослойки Фирташа и Ко. Ускоренными темпами началась реформа корпоративного управления, независимые наблюдательные советы получили все крупнейшие государственные компании, которые не должны были продаваться. Сама приватизация была незамедлительно запущена. Правительство и Фонд Гос имущества, который возглавил еще один клон Эки Згуладзе, выставил четкий график приватизации Центрэнерго, УкрСпирта, Турбоатома и прочих крупных и интересных объектов, чья продажа должна была пройти в течении февраля-марта. Из 3 тысяч объектов государственной собственности за 2018 год продали половину. Все вместе, наконец, запустили Государственное бюро расследований, забрав у прокуратуры еще и следствие, отправив прокуроров куда-то к СБУшникам.
Щука не забыла и про волка. В результате «Роттердам+» потерял свой плюс.
И максимальное использование технологий. Замена бюрократов – кодами.
А что же вышло? С одной стороны, инвесторы получили четкий сигнал. Внешние инвесторы. А без них никуда. Ибо только Барон Мюнхгаузен умел вытаскивать себя за волосы из болота. Приватизация, проведенная параллельно с либерализацией валютного рынка, привела к резкому притоку капитала в страну. Пошли прямые инвестиции. А вместе с ними пошли новые рабочие места, капиталы и новая культура управления. Доля олигархов в бизнесе начала стремительно снижаться, уменьшая их вес в принятии решений. Одновременно, «детенизация» вывела на свет огромные ресурсы, которые наполнили бюджет без дополнительной эмиссии. Созданный Антикоррупционный суд и реформа правоохранительной системы существенно снизила коррупцию, ведь у одних забрали полномочия, а других начали сажать. Экономика побежала вперед. Резкий рост ВВП позволил наращивать государственные инвестиции, строя дороги, школы и так далее.
Это был самый простой этап. Простой, потому что щуке не надо было иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что делать. Все эти рецепты давно написаны. И их надо просто применить. Щука просто вытравила своей магией совок и коррупцию из головы, а дальше – процесс пошел. Но теперь было важно, куда ему идти. Ведь отработать низкую базу – это одно, а вот потом найти свою нишу в новом мире – совершенно другое. Хотя многие страны живут и без этого. И очень неплохо живут.
Где должна быть Украина? Очевидно, промышленность – это прошлый век. Сельское хозяйство – это сырьевой придаток. Мировые тренды – это информационное общество, сфера услуг и медицина с применением новых технологий. И тотальная роботизация. Где тут Украина?
Чтобы мы не делали, Силиконовой долины из нас не выйдет. По крайней мере пока есть настоящая Силиконовая долина. Робототехника лишает нас преимущества дешевой рабочей силы. Скоро она никому не будет нужна, эта дешевая рабочая сила. Но мы можем быть гибкими. Если нельзя победить революцию, то ее надо возглавить. В Европе профсоюзы будут проедать плешь своим властям, не давая запускать роботизированные заводы. Поэтому они должны появляться у нас. Максимальная либерализация законодательства в этой сфере, что позволит развить как сектор поддержки роботов (мы же помним, аутсорсинг – наше все), так и создания заводов, которые смогут работать на экспорт (и не только в Европу).
А где есть роботизация, там есть много свободного времени у людей. А где у них есть свободное время, там его надо тратить. Поэтому сфера услуг – это тоже наше все.
Именно тут Украина может занять выгодное место, и благодаря нашей дешевизне (как бы мы не росли взрывными темпами, мы все равно останемся дешевле большинства европейских стран), и благодаря стандартному высокому потенциалу. У нас вкусная еда, дешевый алкоголь. Украинские города могут наполнится туристами со всего мира. А вместе с китайскими инвесторами в часе езды от Одессы мы построили Фортунаполис. Ведь не только Ляшко может играть в казино. В результате, тысячи туристов из Индии, Турции и Европы полетят в Украину тратить свои деньги и получать дешевые удовольствия.
Ну и конечно, желание людей жить долго. Есть подозрение, что в США и, может быть, в Европе, на ряд исследований, например, по клонированию, будет наложено вето. Мы должны сделать у себя максимально либеральное законодательство по этому поводу. Но это уже фантазии на вольную тему. Но ведь если щука волшебная, то все возможно. А без нее – пока это все останется мечтами.
Лучше стремится к совершенству и промахнуться, чем целиться в серость и попасть. Но стремления включает в себя множество усилий. Если, конечно, у вас нет волшебной щуки.