Поэт в России меньше, чем поэт.
Схожесть по сути дела «Седьмой студии» с делом ЮКОСа для меня очевидна. Создается показательное дело, фигурантов лупят со всей дурацкой мочи, выдвинув при этом очевидно абсурдные обвинения. И тем самым все остальные работники отрасли понимают, что при случае им так же врежут сапогом между ног с разбегу.
После ЮКОСа у нас уже нет желающих в мире бизнеса демонстрировать политические поползновения. После дела ЮКОСа бизнес берет под козырек не то что при малейшей просьбе сверху, а при легком намеке, движении брови и прищуре Глаза батюшки Царя. Но чего хотят добиться от культурных деятелей? Бизнес – это точная наука навроде алгебры или физики.
В бизнесе цифры. Столько-то денег здесь, столько-то денег туда. Поделить активы в таких-то долях и процентах. Выделить на Олимпиаду или футбол столько-то рублей и столько-то нулей. А каков будет конкретный результат у деятелей культуры? Для чего их запугивать и строить в колонну по два? Чтобы не вякали? Чтобы не устраивали здесь всякий Театр.doc. и Центр Гоголь-Моголь? Бездарность, как известно, пробьется сама – ей помогать не надо. А талантливым людям действительно можно создать невыносимые условия для творчества.
Но даже в советские времена властям не удалось затоптать искусство при куда более жесткой цензуре. И что немаловажно, при советской власти не было интернета! Сейчас искусству не всегда нужно иметь физическое помещение со сценой, чтобы дойти до масс. Сцена вообще не более чем приятный бонус, потому что любой захудалый канал в Ютубе соберет зрителей больше, чем самый вместительный зал. Полицейская методика здесь не поможет. Не поможет еще и по той причине, что эти полицейские методисты люди без фантазии и творческий человек их всегда перехитрит. Однако вставить искусству кляп – это полдела. В идеале нужно, чтобы талантливые мастера искусств стали вам служить. И вместо всякого вольнодумства начали стряпать разную белибердистику типа кинофильмов «Крым» и «28 панфиловцев». Чтобы комплексно гадить нам на мозг. Через телевизор, через киноэкран, через книжки Мединского или Проханова.
Но в этом смысле искусство похоже на секс. Если объект не возбуждает, то ни черта и не получится. Не заставишь ты Серебренникова патриотические саги клепать. Не выйдет у него ничего, даже если вдруг попробует. И я еще раз вспомню про советский опыт. Чем больше пытались контролировать искусство, чем злее была цензура, тем быстрее власть разрушала саму себя. Совок, к сожалению, не пропал, но вот советская власть сгинула.