Польша не может быть сильным адвокатом нашей страны в Европе.
Рассматриваю политическое заявление главы МИД Польши как очень грязное и недобропорядочное, это элементарный шантаж. Вся эта ситуация происходит из-за того, что сорвались планы польского вице-премьера и министра культуры Петра Глиньского, который приезжал в Украину с желанием добиться статуса-кво, когда в Польше можно было уничтожать украинские достопримечательности, в том числе, могильные памятники, в Украине их должны оберегать.
В Польше есть 47 незарегистрированных украинских памятника, в Украине сейчас насчитывается 150 польских памятников, которые должны быть в одностороннем порядке зарегистрированы. Плюс речь идет об исключении Института национальной памяти Украины, выступающего против односторонних процессов и требующего двусторонних. То есть эта совершенно позорная позиция со стороны польского вице-премьера провалилась, ему отказали, и поэтому теперь Варшава элементарно угрожает.
Но какие могут быть последствия заявления о запрете въезда украинцам в Польшу, если Польши как субъекта пограничного права не существует? Есть Шенген. И есть шенгенские соглашения, подписанные Польшей. Есть список лиц, которым может быть запрещен въезд на территорию Шенгенской зоны. Я бы очень хотел, чтобы г-н Ващиковский или кто-то другой показал мне в этом списке такую категорию лиц, как граждане, имеющие антипольские настроения.
Антипольские настроения сейчас очень популярны в Германии, которая тоже является частью Шенгенской зоны. Каким образом Польша запретит въезд немецким гражданам? Это абсурд и правовая профанация, которую невозможно выполнить в принципе. То есть на законодательном уровне такие ограничения не могут быть введены. И если польские пограничники с польской стороны границы начнут делать такие вещи (понятно, что такие провокации могут случиться), то в таких случая, будут уголовные дела, и будут применены очень жесткие санкции к Польше за нарушение Шенгенских соглашений.
Может случиться и другая провокационная ситуация, когда выберут конкретных украинцев, условно говоря, того же Владимира Вятровича, которому нужно, например, ехать на какую-то конференцию. Не обязательно в Польшу, а, например, в Берлин. И в «черный список» Шенгена вносится заявление, что, мол, спецслужбы Польши подозревают, что Вятрович занимается чем-то противозаконным. Срывается конференция, после этого та же Германия, или любая другая страна, загоняют польских представителей по судам. Так что это заявление, не несет никаких последствий, а ее цель – просто нахамить Украине.
Другой вопрос – публикация польским посольством заявления по поводу того, что могут быть вопросы по поводу визита польского президента Анджея Дуды в Украину в конце этого года. Если это случится, это может жестко испортить двусторонние отношения. Но я не уверен в том, кому в конечном итоге, от этого станет хуже: Украине или Польши.
Да, нам было бы всегда удобно иметь Польшу как надежного партнера и друга. Но благодаря Ярославу Качиньскому и нынешней правящей партии Польша сейчас выпала из списка так называемого «внутреннего ЕС», куда входили Германия, Франция, Великобритания, Италия и Польша. Это страны, которые были центром Европейского союза и играли большую роль. Но Великобритания откололась, а польских руководителей в последнее время перестали приглашать на соответствующие форумы и встречи, с ними перестали советоваться. К сожалению, Польша сегодня, в связи с тем, что руководство страны перессорилась со всем Европейским союзом, не может быть сильным адвокатом Украины в Европе.
Конечно, потеря такого адвоката на определенный период (речь идет о нескольких месяцев) не очень выгодна. Но это не катастрофическая потеря. Другое дело, что украинская сторона избегает жестких заявление и высказываний по этому поводу. Высказываются журналисты, общественные деятели, сейчас поднялся «на уши» весь Фейсбук. Но официальный Киев действует по принципу: мы должны быть мудрее.
Если польская сторона сорвет визит Анджея Дуды, будет похолодание отношений. Но если в Польше хватит ума остановится, то в дальнейшем между нами будут нормальные контакты, как и раньше. Едва ли не впервые Варшава делает выпады против нас, и не первый раз мы их игнорируем.
И в данном случае нам следует проигнорировать эти заявления, выразив, что нам жаль, что польская сторона не может переступить через свои исторические амбиции, жертвуя ради них современностью.