Всего за три года.
Премьер-министр Владимир Гройсман обвинил «Нафтогаз Украины» в потере прибыльного сегмента продажи газа для крупных промышленных и коммерческих предприятий. «С другой стороны, монополист, который имеет серьезные возможности и является серьезным игроком на рынке, потерял свои позиции на рынке коммерческого газа. Во всей структуре продажа газа промышленности доля «Нафтогаза» составляет 7%».
Двуликая позиция «Нафтогаза» уже давно не удивляет. Но именно она наносит все больше ударов по энергетической независимости Украины. Так, бездействие руководства «Нафтогаза» по строительству «Северного потока-2» и «Турецкого потока» приведет к глобальным потерям транзитного потенциала Украины в ближайшем будущем. А вот уже в настоящий момент политика безответственности «Нафтогаза» по отношению к защите энергетической независимости и интересов государства привела к потере рынка потребления газа промышленными предприятия. И заявление Гройсмана — это лишь констатация статуса «Нафтогаза» как «лузера» рынка газа.
В 2017 году «Нафтогаз» поставит антирекорд и объем поставок для промышленности составит ориентировочно 700 млн. куб. м. И это позор и катастрофа для государства. В 2015 году «Нафтогаз» продал только 2,7 млрд. куб. м с 11,2 млрд. куб. м газа потребляемого промышленностью. В 2016 году менеджмент «Нафтогаза» не остановился и продолжил свою преступную политику — поставки для промышленности упали более чем вдвое и составили 1 млрд. куб. м с 9,6 млрд. куб. м, которые получили предприятия. Закономерно, что «Нафтогаз» получил меньше прибыли от продажи газа промышленности: в 2015 – 4,1 млрд. грн., в 2016 – 2,1 млрд. грн., в 2017 г. (прогноз) – 1,4 млрд. грн.
В случае, если бы «Нафтогаз» приложил усилия и занимал бы государственную энергетическую позицию по сохранению позиций на рынке газа, то мог бы сохранить как минимум 70% рынка газа (7-8 млрд. куб. м) поставок газа для промышленности. В денежном эквиваленте это составляет ежегодно прибыль 12-14 млрд. грн при нынешних ценах. Суммарно за три последних лет «Нафтогаз» потерял — и руководство приняло такие решения сознательно – около 30 млрд. грн.
Целенаправленная политика вредительства со стороны руководства «Нафтогаза» заключается в том, чтобы отдать остатки платежеспособного промышленного рынка европейским компаниям, трейдерам, а также различным непрозрачным офшорным компаниям.
Рынок поставок газа для промышленности является прибыльным. Поэтому «Нафтогаз» мог и в дальнейшем зарабатывать на поставках газа для предприятий. Формальные аргументы по либерализации рынка со стороны «Нафтогаза» являются лишь оправданием. «Нафтогаз», как и другие участники рынка газа, является продавцом на этом рынке, а потому должен был зарабатывать и дальше. А в результате государственная компания «Нафтогаз» недополучает доходы и фактически подарила весь рынок газа промышленных потребителей трейдерам.
Насколько известно, правоохранительные органы продолжают расследовать деятельность руководства «Нафтогаза», которая нанесла ущерб государству в особо крупных размерах — это дела о закупке реверсного газа, злоупотребление служебным положением для обогащения третьих лиц, заговор для получения привилегий для других компаний, которые являются конкурентами для «Нафтогаза». Речь идет о сумме, превышающей 50 млрд. гривен.
К сожалению, руководство «Нафтогаза», несмотря на публичные декларации европейских ценностей, использует «старые» методы решения своих проблем, которые недопустимы в правовом цивилизованном государстве. А именно сейчас, в частности Андрей Коболев, пытается договориться об избежание ответственности с отдельными представителями власти, а также с представителями иностранных государств в Украине.