Война в Украине стала синонимом словосочетания «минский процесс».
Несколько дней назад имел в Европе достаточно откровенную дискуссию с нашими европейскими партнерами – политиками и дипломатами.
Им, конечно, до чертиков надоели проблемы украино-российского конфликта – им хочется заниматься своим, но они небезосновательно переживают, что если ситуацию не разрешить, то проблемы возникнут у всего Евросоюза. И потому под давлением, в том числе мощнейшего европейского пророссийского лобби, все время повторяют – Украина должна выполнять Минские соглашения и быть более сговорчивой… Украина в рамках минского процесса не выполняет того, Украина не выполняет сего…
Я сейчас тут напишу то, что сказал им на закрытой встрече достаточно резко и открыто – уж извините, дипломатических академий не кончали:
Господа, хватит читать мораль о том, что Украина должна сделать, чтобы умиротворить агрессора в рамках Минских соглашений. Вы, господа, когда заводите песню о том, что Украина, защищая себя, не так трактует Минские соглашения – не передергиваете ли?
Или это не просветленный западный мир бросил Украину в самый тяжелый момент агрессии и аннексии территорий несмотря на заключенный в 1994 году Будапештский меморандум?
Вы забыли, господа, что в рамках Будапештского меморандума в обмен на отказ от ядерного оружия великие страны гарантировали Украине независимость, суверенитет и территориальную целостность??
Что? Это не был строгий дипломатический договор, говорите?… ну, тогда чего же стоит пресловутый Минский договор – кто его подписал и кем он внутри Украины признается состоятельным?…
Минский договор можно и нужно признавать успешным только в одном – это был болезненный для Украины компромисс, как способ остановить активную фазу войны и кровопролитие. И это сработало.
Можно ли через Минский процесс разрешить кризис? Нет!
Минский процесс – мертв, и это не гипотеза, это факт. И инструмент замораживания конфликта на долгие годы! И это не в интересах Украины. Украине не нужен замороженный конфликт!
Украине нужно вернуть территориальную целостность и суверенитет над оккупированными территориями Крыма и Донбасса – и не путем умиротворения агрессора. А путем ряда поступательных шагов и разумных компромиссов.