Моравецкий представил новый состав Кабмина.
Изменения довольно основательные. О части новых министров пока ничего сказать не могу, некоторых знаю только из отдельных публикаций, а с некоторыми приходилось когда-то пересекаться лично.
Итак, новый министр финансов — Тереза Червинська; министр предпринимательства (экономики) и технологий Ядвига Емилевич; министр здоровья Лукаш Шумовски; министр экологии Генрик Ковальчик; министр внутренних дел и администрации Йоахим Брудзыньский; министр иностранных дел Яцек Чапутович; министр обороны Мариуш Блащак и министр инфраструктуры Анджей Адамчик. Из тех министров, которые попрощались со своими должностями, для Украины значение имеют: экс-министр иностранных дел одиозный Витольд Ващиковский и сдержанный симпатизирующий Украине бывший министр обороны Антони Мацеревич (последний несколько раз заявлял о необходимости последовательной польской политики на защиту территориальной целостности Украины).
Сейчас трудно прогнозировать, как поведут себя новые министры, со временем изучим их заявления в новом статусе, но о некоторых можем судить и по их предыдущей истории. Нового министра обороны в польской прессе рассматривают как лицо абсолютно верноподданное Генеральному секретарю (ибо все, как в старые коммунистические времена) партии власти Ярославу Качиньскому. Многие польские аналитики рассматривают его как слишком самостоятельную фигуру. Министр здоровья – выдающийся польский кардиолог. О других известно тоже немного отноистельно их профессионализма, но не о политической позиции.
Но самое важное для нас лицо в польском правительстве (кроме самого премьера) – министр иностранных дел. Фигура Яцека Чапутовича очень неоднозначна. Когда меня спросили о новом назначении, вообще не мог чего-то конкретного вспомнить о министре. А когда залез на польские сайты, то сразу осенило – об этом человеке знаю не так уж и мало. Вот только все его прошлое не дает мне ответа на вопрос о будущем польско-украинских отношений. Потому что с отношениями с ЕС Польшу ничего хорошего не ждет, а с Украиной определенная перезагрузка теоретически возможна.
Так случилось, что когда-то очень давно, в начале 90-х имел возможность пересечься с нынешним министром в помещении Комитета Обывательского на Шуха в Варшаве. Чапутович там начал координировать вопросы внешней политики и активно навязывал всем присутствующим свои идеи пацифизма. А я немножко практиковался в области публичной политики. Был на нескольких дискуссиях с его участием. Но кроме пацифистских мантр чего-то другого не запомнилось. На Шуха тогда можно было услышать настоящих титанов новой Польши, а Чапутович немного преувеличивал свою значимость.
Хотя биография у него была такая, как надо – активный (хотя не яркий) участник оппозиции к коммунистическому режиму. Дважды заключенный за свою деятельность. Еще при коммунистах начал явочным порядком проводить международные негосударственные семинары. И тут начинается первый интересный эпизод. На Варшавскую конференцию не пропустили участников из Венгрии, и уже вскоре к ним на аналогичную акцию прибыл сам Чапутович, где и был соорганизатором с другим молодым венгерским ученым, которого звали, как бы вы думали? Виктор Орбан. Да, именно тот Орбан, который сейчас закручивает гайки у себя в стране, ссорится с ЕС, терроризирует Украину своими языковыми притязаниями. Только, получив красную карточку от Брюсселя, новый премьер Польши поехал к Орбану договариваться о совместной политике против институтов ЕС. А его министр знаком и, как утверждают, поддерживает хорошие отношения с пророссийским и автократичным Орбаном уже 30 лет.
Не исключаю, что для назначения Чапутовича дружба с Орбаном могла быть решающей. Качиньский со своим ПиСом даже не думает возвращаться в европейское правовое поле и настроен на углубление конфронтации. Против Польши в ЕС планируют ввести санкции, но это решение должно быть единогласным. Единственная страна, которая может сорвать всю процедуру – Венгрия. Но гарантий никаких нет, ведь Будапешт, несмотря на все заверения, не так давно проголосовал за продление каденции Туска, что страшно возмутило официальную Варшаву. Сейчас такая промашка может стать роковой. Поэтому Чапутович должен постоянно давить на совесть своего давнего приятеля, чтобы Польшу не превратили в внутреннего изгнанника в ЕС.
Новый министр был на разных не очень высоких должностях в МИД, занимался формированием польской государственной службы и возглавлял институт государственной службы, куда его назначил нынешний враг, а тогдашний премьер Дональд Туск. Именно с этого времени и тянется конфликт, потому что в конце Туск решил, что существование такого учреждения паразитическое и неэффективное и стал сокращать финансирование с целью окончательного закрытия. Тогда Яцек Чапутович со скандалом покинул свой пост. Параллельно без спешки развивал научную карьеру. Просмотрел направленность и некоторые тезисы его трудов. Откровенно – не впечатлило. Но, по крайней мере, в отличие от наших, к должности профессора шел несколько десятилетий, а не получил ее, как бонус к государственным должностям.
Еще господин Чапутович пару раз менял политические силы, с которыми работал, в частности, до прихода в ПиС был в его антагонисте – Платформы Обывательской времен президентства Комаровского. А в ПиС как-то очень естественно влился в фоне еврокомплексов. Для Качиньского он интересен также своей персональной войной против Дональда Туска. Уже точно можно утверждать, что новый министр не будет улаживать конфликты со структурами ЕС, которые наплодил его предшественник. Вероятно, что он в большинстве вопросов будет наследником Ващиковского. Они нормально сотрудничали в рамках министерства. Именно при Ващиковском дряблая карьера Чапутовича поднесла его к высшим должностям в министерстве и руководству в дипломатической академии.
По мнению польских экспертов Чапутович проявил глубокое непонимание нынешней сущности ЕС. Он живет еще в те времена, когда Польша только вступила в ЕС, а само объединение было только международной организацией, а не своеобразным квазисверхгосударством, как сейчас. В ответ на переназначение Туска Чапутович опубликовал громкое обвинения в «фальсификации» выборов (тогда все были за и только единственная Польша – против) и «незаконности» решения. Несколько позже Ващиковский заявил, что у него есть экспертизы по этому поводу, а когда от него потребовали эти экспертные заключения, смог назвать только статейку Чапутовича.
Известно, что когда-то новый министр довольно негативно высказывался о России, но мне не удалось отыскать эти заявления, как и любые высказывания по российской агрессии в Украине. Я не говорю, что их не было, я сколько ни гуглил в польском сегменте, так и не нашел. Павел Коваль допускает (хотя как-то не очень уверенно), что Чапутович должен снизить уровень противостояния и улучшить отношения с Украиной. Тоже слышал из непроверенных источников, что он где-то высказывался относительно «кресув всходних» в каких-то реваншистских формулировках, но подтверждений не нахожу, поэтому возможна инсинуация. Но, к сожалению, уровень демократии в правящей партии снизился почти до коммунистических стандартов, поэтому партийный босс Качиньский будет в дальнейшем определять внутреннюю и внешнюю политику страны, а не президент, премьер и его министры. Поэтому каких-то кардинальных изменений я бы не ожидал. Тем более, что Ващиковского уволили не за провальную для Польши внешнюю политику, а за то, что переоценил свою значимость во внутрипартийной иерархии.