В целом законопроект ужасает.
Под прикрытием демагогии об определении России агрессором проект закона:
— является ударом по парламентаризму, сужает права Верховной Рады
— существенно, неоправданно и опасно расширяет права и возможности президента и частично исполнительной ветви власти. Предоставленные в обход Конституции широкие права и возможности для президента могут быть использованы им не только в целях организации обороны и отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы в Украине
— не только не устраняет пробелы между требованиями законодательства и действиями президента при организации отпора вооруженной агрессии, но и окончательно выводит действия власти за пределы правового поля, создает условия бесконтрольности для таких действий, что, наиболее вероятно, приведут к массовому нарушению прав граждан
— узаконивает торговлю с оккупированными территориями (хотя теперь порядок перемещения товаров определяется Кабинетом Министров Украины, а не оперативным штабом)
Законопроект предоставляет президенту полномочия определения границ временно оккупированных территорий, хотя по Конституции это полномочия Верховной Рады (ст. 1).
В нарушение Конституции Украины законопроект (ст. 8) предоставляет президенту право единолично без согласия Верховной Рады Украины принимать решение по «началу и окончанию мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации», что фактически означает право решать возможность применения вооруженных сил на территории Украины без согласия парламента.
Законопроект фактически отменяет АТО, вместе с тем, игнорируя положения Закона об обороне, вводит новый способ отпора вооруженной агрессии. Вместо утвержденного в законодательстве порядка (создание Ставки Верховного Главнокомандующего и т.д.) создается новый – Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Командование объединенными оперативными силами, а также утверждение положения об Объединенном оперативном штабе осуществляет единолично президент Украины (ст.9).
Таким образом, президент с одной стороны снимает с себя политическую и правовую ответственность за уклонение от реализации предусмотренного Законом об обороне сценария отпора вооруженной агрессии, а с другой – получает полный единоличный контроль над процессом в объеме, чьл приравнивается к состоянию войны.
Кроме того, последний пункт ст. 9 ( «Вмешательство любых лиц независимо от должности в управление мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается») фактически может означать полную неподконтрольность и неподотчетность президента, Командующего объединенных оперативных сил и объединенного оперативного штаба.
Это подозрение усиливают и положения ст.10, предоставляющие Командующему объединенных оперативных сил принимать решение о допуске лиц к району осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Согласно положениям статьи, решения Командующего являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.
Следует особо подчеркнуть, что президент и подчиненные только ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации на период, определяемый ими единолично.
Фактически президент Украины и властное большинство пытаются использовать этот закон не для укрепления обороноспособности, исправления ошибок, допущенных в первые четыре года войны, а пользуются ситуацией для усиления/увеличения полномочий президента.