Гривна: о курсе и перспективах

О чем еще писать в рубрике «личные финансы».

Хотя НБУ заверяет, что главное – это не курс, а инфляция, и с этим трудно не согласиться, простому человеку курс, как отражение экономической ситуации в стране, все же ближе. С инфляцией сложно: она бывает базовой и небазовой, спроса и предложения, сбалансированной и нет, да и рассчитывается то так, то сяк в зависимости от потребностей того, кто считает, а курс у нас один – магистральный, определяющий жизнь всей страны. Когда-то был «по восемь», а сегодня по «двадцать девять и восемь»! И все понятно. А спроси про инфляцию, так кроме специалистов какая она, эта инфляция, толком никто и не знает! По ощущениям, когда на базар идешь, так процентов пятьдесят, как минимум, а правительство говорит, что всего 13.7%, вот и начинаешь путаться.

Да что там говорить, с курсом как-то всё понятнее. Именно он для простых украинцев и есть главным индикатором экономической ситуации в стране. Ведь не секрет, что многие вынуждены время от времени тратить, а то и просто проживать сбережения предыдущих лет, которые, естественно, в долларе или евро. А контрабандисты, эти «моторчики» экономики западных и приморских регионов? Ведь не в гривне же они рассчитываются за товар с заграничными побратимами? А работники процветающей «бурштыновой» индустрии? А семьи, получающие валютные переводы на пропитание от кормильцев, развивающих экономику Польши, Италии и Португалии? В конце концов, есть ещё и политики, чиновники, бизнесмены и прочие «нэпманы», часто выезжающие за пределы Родины и переживающие о курсе. Поверьте, не так уж просто, расплачиваясь за бокал шампанского где-нибудь на горнолыжном курорте в швейцарских Альпах, перемножать в голове двухзначные числа, по привычке переводя цену в гривны. Во-первых, для некоторых это непосильное умственное напряжение, и без калькулятора никак, а во-вторых, как подумаешь, сколько минимальных, даже щедро увеличенных властью зарплат, улетучивается вместе с мелкими пузырьками игристого напитка, аж страшно становится.

Так чего же ждать в будущем? Каким будет курс гривни к доллару через месяц или два? Ответ прост – наверняка этого не знает никто! Но, порассуждать можно…

В пользу того, что падение гривни остановится, говорит ряд факторов. В первую очередь, пресловутая «теория сезонности», разработанная украинскими экспертами на основе наблюдений последних трех лет. Во-вторых, прогнозы цен на экспортное сырье, которые вроде выглядят оптимистично. В-третьих, по мнению казначеев некоторых крупных банков, межбанковский валютный рынок находится в состоянии эквилибриума. Это хорошо и вселяет надежду на устойчивость гривни.

Но надолго ли эквилибриум сохранится? В первую очередь, это зависит от сотрудничества с МВФ. Сможем ублажить, надурить, разжалобить, выбирайте любое слово, тогда победа. Если МВФ даст денег, то и «теория сезонности» подтвердится, и динамика цен на сырье станет менее актуальной. Не даст – пиши пропало! Девальвационные декабрь и январь, как в сказке о двенадцати месяцах, могут наступить в аккурат к международному женскому дню или на майские.

Еще одна теоретическая надежда на укрепление курса – это прямые иностранные инвестиции. Хотя, по правде, мы уже давно забыли, как они выглядят. И до выборов вряд ли вспомним. Даже закон о приватизации, принятый парламентом, не поможет. Если что-то стоящее и выставят на продажу, по-честному, да ещё и покупатели найдутся, всё равно процесс продажи крупного объекта – это месяцы. Так что я бы на приватизацию 2018 особых надежд не возлагал.

Ну, что ещё? А, совсем забыл – $3 млрд, одолженные ради «доллара по восемь» у России. Проиграем апелляцию – будет больно! И морально, и финансово.

Наверное, есть ещё значимые факторы, но я смело добавил бы к ним приставку «мало-». Все они малозначимые, на фоне «дружбы» с МВФ. Как в старом анекдоте, о человеке, у которого было двадцать две причины не играть в карты на деньги. На просьбу назвать хотя бы одну, несостоявшийся картежник, не задумываясь, ответил: «Денег нет!». Так и наши двадцать два условия стабильности гривны останутся пустым звуком без денег МВФ.

Ну и последнее – я не сбрасывал бы со счетов черный рынок. Гастарбайтеры, контрабандисты, чиновники, политики и прочие коммерсанты, обладающие значительными объемами евродолларовой наличности – большая сила, способная двинуть рынок в одну или другую сторону. Так что многое будет зависеть и от того, какие эмоции охватят всех этих счастливых обладателей наличной иностранной валюты. Что перевесит? Страх – в долларах и под матрасом, или жадность – в гривне и на депозите? А первые эмоции есть шанс испытать уже на этой неделе – от поведения нашей делегации в Давосе, где президент попытается хотя бы чуточку восстановить доверие международного сообщества и послать сигнал фонду о горячем желании взять ещё немного в долг.

Что же в итоге? С моей точки зрения, всё просто – если на долгий срок, то храните, а лучше инвестируйте в рынки капитала, в долларах или евро. Это позволит вам спокойно спать и наслаждаться жизнью. Хотите адреналина и 15% годовых на гривневом депозите или от обладания ОВГЗ, удачи вам. В конце концов, это просто тихая заводь в сравнении с криптовалютами.

Источник

Похожие статьи

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

Инсценированные покушения: как разные люди приходят к одинаковым выводам