Венгрия таки заблокировала решение Украина-НАТО.
Причина этой ситуации – ненадлежащая коммуникация. После консультации в Ужгороде заместитель министра иностранных дел Василий Боднар заявил, что пошаговый выход из ситуации найден, а разногласия преодолены. Эта информация не была подтверждена реальными фактами.
На следующий день мы узнаем, что Венгрия блокирует заседания Украина–НАТО. А это противоречит предыдущему заявлению. Сегодня представитель МИД Венгрии и вовсе опроверг, что оно существовало. Мол, никаких договоренностей в Ужгороде не достигнуто, а Украина продолжает не выполнять решение Венецианской комиссии.
Вопрос договоренностей мог стать каким-то фактором внутренней политики Венгрии. Возможно, она имеет скрытые планы относительно Украины и это первый этап их реализации. Это может быть каким-то образом связано с украинским территориями и венграми, которые там проживают. Некоторые вещи нельзя говорить вслух, но такие выводы очевидно вытекают из желания доминировать, решать и контролировать территории.
Основанием для любых провокаций, как вот на Закарпатье, всегда есть социальное напряжение. Любая из сторон, или же третья сторона может проводить активные мероприятия, так или иначе надеясь получить пользу из сложившейся ситуации. То есть, максимально обострить конфликт, перевести его на следующую ступень конфронтации.
Как договариваться с Венгрией? Для меня это большой вопрос – а надо ли это делать вообще? Я отстаиваю позицию, что наш закон о языках не может быть предметом договоренности с другими государствами. Как страна, которая имеет обязательства в рамках европейских конвенций, мы провели экспертизу этого закона. Независимые организации в чем-то подтверждают наши подходы, а почему-то и критикуют схемы их реализации.
Урегулирование этого вопроса лежит, прежде всего, через диалог с национальными меньшинствами. Украина должна предложить подходы, которые с одной стороны одобрят нацменьшинства, а с другой стороны – международные организации. Поэтому, прежде всего, надо снять предмет беспокойства, и находится он внутри Украины.
Поэтому если вести переговоры, то с национальными меньшинствами. Ведь вполне может оказаться, что языковой вопрос для венгров – это лишь повод, а не причина. И в таком случае возможность достижения договоренностей вообще под вопросом – ситуацию будут нагнетать и дальше. Пока Венгрия будет иметь возможность ссылаться на мнение своей и другой меньшинств, до ситуация совершенно точно не может быть урегулирована.
Если же украинско-венгерская община на каком-то этапе снимет свои замечания относительно языковой статьи, то станет ясно, что спекуляции и демарши со стороны Венгрии не имеют никаких оснований. И если так, тогда с этой страной можно будет договариваться, апеллируя к мировому сообществу.
Очевидно, что есть способы и государства, которые способны повлиять на позицию венгерского правительства в НАТО. Украина просто непрокоммуницировала этот вопрос должным образом.
И потом, Венгрия – это не то государство, которое имеет наибольшее влияние на НАТО. Поэтому здесь нужно не с уставом организации бороться, а с позицией государства, блокируемого его решения.