Или «выход есть».
Удивительно наблюдать, как после каждой очередной публикации президентских рейтингов начинается оживленное обсуждение: растут шансы Тимошенко на победу! Будто это какая-то новость. В рейтингах давно уже ничего не меняется. Лидеры списка те же, показатели поддержки настолько неприлично низкие, что меряться ими еще неприличней. И все-таки кое-что важное происходит.
С 2016 года Порошенко все реже оказывается в первой строке. И это понятно, уровень доверия к нему неуклонно падает. При этом с доверием к Тимошенко ничего не происходит: его как не было, так и нет. Иными словами, не Юлия Владимировна становится краше и электорату милее, просто сильно портится в глазах людей Петр Алексеевич. В теоретическом втором туре преимущество Тимошенко над гарантом превращается в разгромное: разные социологические компании фиксируют разницу от 7% до 11%, начиная минимум с ноября 2016 года.
Уже, пожалуй, ясно, что не будет никакого волшебного набора поддержки ни у кого из привычных претендентов второго-третьего ряда. Ресурсом роста не обладает никто, зато падать – добро пожаловать. Верное многолетнее ядро сторонников позволяет Юлии Тимошенко в этой ситуации чувствовать себя много увереннее других.
Важная проблема Петра Порошенко заключается в том, что с некоторых пор по сравнению с ним его главная соперница для большого числа избирателей не выглядит кромешным злом: хрен редьки не слаще. А раз так, то какая разница. Мобилизующий эффект не срабатывает. Так, кстати, было в 2010 году, только наоборот: авантюрное премьерство Тимошенко и бездарное президентство Ющенко словно реабилитировали Януковича и превратили его не только в приемлемую, но и победную кандидатуру.
Нам навязывают соревнование политиков — лидеров общественного недоверия, выдавая его за единственно возможный выбор. Петля или пистолет? Все это очень напоминает известную историю с метро, когда надписи «Выхода нет» подталкивали людей к тому, чтобы бросаться под поезд.
Газета Los Angeles Times рассказала о бывшем копе Юкио Шиге, который живет у прибрежных скал Тоджинбо, популярных у японцев, решивших свести счеты с жизнью. Это очень живописное место. Люди приходят сюда, садятся на край скалы, смотрят, как в последний раз солнце красиво садится в море, и прыгают вниз. Когда-то, работая полицейским, Юкио Шиге не смог спасти пожилую пару: прогорел их бизнес в Токио, долги стали непосильны, и они приехали, чтобы враз покончить со всем. Полиции было не до них, и спустя несколько дней после того, как пару забрали со скалы, эти люди все равно убили себя.
Шиге сейчас 73, и он уже долгие годы, как с близкими друзьями, разговаривает с теми, кто потерял надежду, отчаялся и пришел, чтобы прыгнуть с Тоджинбо. Объясняет, что есть еще другие варианты решений, вполне совместимые с жизнью. Просто подавленные своей несчастной ситуацией люди их не замечают.
Юкио Шиге не может спасти всех. В прошлом году прыгнуло десять человек, годом раньше – четырнадцать. Но уже в этом году удалось отговорить двадцать восемь. А всего благодаря беседе с Шиге продолжают жить больше шестисот людей.
Не спешите прыгать. Выход есть. Вот за него в этот раз и выпьем.