События в Украине были интереснее, чем происходящее в мире.
Внешние рынки подарили немало сюрпризов. Рынки по итогам недели снизились, только-только воспрянув после коррекции. И всему виной Twitter Трампа. Судя по всему, американский президент снова сорвался с цепи (или перестал пить успокоительные, а может, просто весна пришла) и решил объявить миру торговую войну. Через Twitter. Рынки же не любят войны, рынки любят мир. Как результат, новая порция снижения. И классическое – я тебя породил, я тебя и убью. Ралли последнего года, основанное на победе Трампа, сталкивается с реальностью в виде того же Трампа, который вошел во вкус и уже заявил, что готовится и к следующим выборам. И утро пятницы индекс S&P500 откроет на отметке 2677,7 пунктов. И падают на этом не только американские акции, судьба которых мало волнует маленького украинца, но и сырьевые рынки, судьба которых тоже, конечно, мало печалит среднего пенсионера, но от уровня которых сильно зависит покупательная способность национальной валюты. В перспективе, конечно.
Падение в Штатах приводит к распродажам по всему миру, в том числе и Европе. Да еще с востока дует холодный ветер. И речь сейчас не столько о морозах из Сибири, которые добрались до Барселоны и Рима и привели к рекордному росту стоимости газа на европейских биржах, сколько о новых веяниях из Китая. Тамошний генсек, посадивший или распугавший всех конкурентов, собрался, судя по всему, на третий срок. А это было уже давно табу для политиков в Китае. Да и заканчивается обычно такая концентрация власти очень плохо. Пример наркокартеля с ядерным оружием показателен. И повторять такое в больших масштабах было бы рискованно. Но и остановить теперь мистера Си вряд ли кто то сможет. И чтобы дополнить картину апокалипсиса, можно вспомнить, что на выходных нас ждут выборы в Италии. И, возможно, новая порция неприятных сюрпризов. Ведь самая популярная партия в Италии – партия клоуна. И если люди обычно сгоряча привыкли называть политиков клоунами, то там клоун настоящий.
Украинский сегмент еврооблигаций пока лишь слегка коснулась волна распродаж. Ключевым событием на этой неделе стало размещение Укрэксимбанка, которое вряд ли можно назвать успешным. Госбанк привлек $150 млн, осуществив номинированный в гривне выпуск. Размещение прошло с доходностью 16,5%, что, наверняка, существенно выше, чем банк планировал накануне встреч с инвесторами. Учитывая, что переупакованные ОВГЗ инвесторы покупали с доходностью 12%-13%, банк изначально мог рисовать себе гораздо более позитивные перспективы. И данное размещение, скорее, является сигналом правительству, что не получится перехитрить рынки и привлечь большую сумму у инвесторов, дабы обойтись без МВФ. Обойтись не выйдет. Поэтому хорошо, что на этой неделе удалось одобрить закон об антикоррупционном суде в первом чтении. В то же время, не стоит себя обманывать, первое чтение мало о чем говорит, и ключевые вещи должны попасть в этот закон накануне второго чтения. И вряд ли кто-то сомневается, что с МВФ снова попробуют сыграть в наперстки.
Депутаты так напряглись, голосуя за антикоррупционный суд, что нового главу НБУ утвердить уже не смогли. В тот же день регулятор поднял ставку еще на 1% до 17%, возможно, завершив цикл роста. На этом фоне укрепилась гривня, и напрягся Минфин, которому теперь придется, скорее всего, повышать ставки на первичных аукционах. Но больше всего напрягся на этой неделе Газпром, которому пришел привет из Стокгольма, где Нафтогаз получил абсолютную победу. И теперь не Нафтогаз должен Газпрому $2 млрд., а Газпром должен Нафтогазу $2,6 млрд. И решение было настолько неожиданным, что вызвало бурную истерику как в офисе компании, так и в других кабинетах. Как результат, попытка нагадить Нафтогазу, когда одномоментно Газпром снизил давление в трубе на фоне рекордных мартовских заморозков в Европе и отказался поставлять газ Украине, несмотря на то, что до этого сам прислал счет. «Не подходи ко мне, я обиделась», примерно так ответили в офисе Газпрома, став в позу. Такая эмоциональная реакция может указывать как на наркотическую ломку, так и на то, что уж очень болезненный щелчок по носу они получили в Швеции. И вряд ли мы можем сомневаться в достаточности запасов белого порошка в Москве и Петербурге. Так что за эту истерику, от которой можно получать удовольствие (если ты не Коболев, которому надо срочно решить вопрос, как обеспечить страну газом вместо того, чтобы пить шампанское, празднуя победу) мы должны благодарить честный и справедливый суд.
Нафтогазу еще предстоит решить задачу получить свои $2,6 млрд от Газпрома, ведь те могут продолжать стоять в позе. И если экономически у них нет причин не платить, то политически может поступить команда. Правда, тогда, рано или поздно, Нафтогаз может забрать себе кусок Северного Потока (Силу Сибири не предлагать), мелочь, а приятно. А когда Нафтогаз получит свои $2,6 млрд. (потому что все-таки Газпром публичная компания с кучей активов за границей), то уже задачу, как бы их быстро забрать, станут решать в правительстве. Но там калькуляторы работают исправно, и нет сомнений в том, что будут предложены тысяча и один способ, как оприходовать эти ресурсы. А на фондовом рынке Украины ключевым событием стала конференция Dragon Capital. И на ее фоне как в старые добрые времена росли в стоимости украинские акции. И в пятницу индекс УБ уже торгуется недалеко от отметки 1600 пунктов.