Показательный эпизод.
В российской «Комсомольской правде» вышла статья, которая рассказывает о приключениях российского бизнесмена Михаила Панова, который решил построить завод в Абхазии. Спойлер: вскоре после того, как инвестор построил завод, абхазы отобрали у него предприятие, а самому Панову посоветовали не появляться в Абхазии. В противном случае пригрозили убить, пишет Денис Казанский в своем блоге.
Завод Панова был единственным крупным промышленным предприятием в Абхазии, которое было построено там в период «независимости». Он собирался производить на этой территории водопроводные трубы, тару и упаковку. Но после того, как завод стал работать и зарабатывать прибыль, абхазские партнеры российского бизнесмена с помощью селян просто захватили предприятие. Не стали даже заморачиваться с документами и судами. Просто физически отжали завод, как делают боевики в Донецке и Луганске.
Избранный отрывок из статьи:
«Панову (он еще этого не понимает) повезло. Российских инвесторов обычно из Абхазии выгоняют погрубее.
В 2012 году был убит бизнесмен Сергей Клемантович, занимавшийся ломом и заготовкой щебня. Упрямого российского бизнесмена Игоря Варова (оптовая торговля), впечатление, выживают всей Абхазией. Избиение, аресты, захват имущества. Закрыт его знаменитый гагринский супермаркет «Континент». Но предприниматель пока (и зачем-то) еще здесь держится.
По-женски мудро и молчаливо переживает наезды чиновников, суды и попытки грабежа гагринская хозяйка кондитерского производства и гостиничного бизнеса Александра Кузнецова.
А недавно в Сухум (впечатление — из другого мира) приехал российский чудак, решивший открыть первый в Абхазии прокат велосипедов. Начинающий предприниматель Алексей Тверской вероятно исходил из «пановской» европейской логики: коль Абхазия курорт, то туристам нужны велосипеды, а государству — налоги.
Прокат жил ровно месяц. Покататься на велосипедах захотели сотрудники местного уголовного розыска. Бесплатно. В итоге обещание отобрать бизнес. И уже ночью, тут надо отдать им должное, так и случилось.
На своей фб-страничке Тверской пишет: «Велопрокат прекратил свое существование из-за кражи всех велосипедов»
В полицию Александр обращаться не стал. Мол, «брат уголовника может быть сотрудником милиции, а значит мое заявление вплоть до запятой будет известно тем, кто это сделал. Я в этом не сомневаюсь. Зачем мне лишние проблемы?». И очень мудро вернулся в Россию.
Так что с моим героем Михаилом Пановым абхазы расстались с максимальной нежностью. Они аккуратно, почти без насилия загрузили в автобус директора, двух российских охранников, бухгалтера, кассира, довезли их до границы и посоветовали больше не появляться в «Стране Души».
Самого российского инвестора на завод уже не пустили. «Это не твой завод, — сказали ему, — Или продавай нам или катись отсюда. Это абхазская земля».
Хорошая история. Сразу видно, что Россия создала на отторгнутом куске территории Грузии страну, в которой хочется жить. Не даром еще супруга покойного Мотороллы после поездки в Абхазию писала, что не хотела бы вновь никогда оказаться в Абхазии.