Чего россияне никогда не расскажут о Крыме

Это – урок Киеву.

Среди части украинцев, судя по некоторым комментариям, бытует мнение, что Крым после возвращения в Украину должен быть переименован в Таврическую область.

Подобное отношение напоминает мне российскую политику, когда в 19 веке после завоевания части Бухарского эмирата и Кокандского ханства был создан Туркестанский край – с совершенно безотносительным названием, видимо, так решил кто-то из чиновников, а может и сам царь-батюшка. Так же в 19 веке российские оккупанты переименовали Картли-Кахетинское царство в Тифлисскую губернию, а Имеретинское царство – в Кутаисскую. Российская власть, что при царях, что при коммунистах, позволяла себе вольность в названиях и границах, распоряжаясь судьбами людей по своему имперскому определению.

Отголоски мы ощущаем до сих пор, в самом искусственном этнониме – «крымские татары», которые себя много веков называют «къырымлы», а «татары» – пренебрежительное название всех тюркоязычных народов Российской империи, в 19 веке даже азербайджанцев называли «татарами», как и хакасов – «абаканскими татарами», кумыков – «дагестанскими татарами». Но что бы ни говорили российские историки и их единомышленники – современные украинские идеологи, Крым много веков был государством, а «къырымлы» – государственно образующим народом, который захватили, а его территорию оккупировали.

Понятно, что история Крыма и «къырымлы» – самое неприятное, о чем не хотят вспоминать ни Путин, ни другие российские творцы мифа о «возвращении» Крыма: крымские ханы много попортили крови московским князьям, в 1550-1560-х годах осаждая владения Иоанна Грозного, а в 1571 году, наконец, Девлет I Гирей сжег дотла Москву. Всего за три часа легенду о непобедимости Иоанна IV Грозного разрушил крымский хан, а его многочисленные сыновья еще многие годы досаждали зарождающейся империи.

Крымское ханство в 18 веке Российская империя захватывала не просто как территорию, генералы уничтожали давнего врага московитов, прекрасно зная историю. Когда в 1774 году был заключён Кючук-Кайнарджийский договор, тогда мало кто понимал, что Россия имеет странное свойство не выполнять договоренности, и спустя девять лет Крым был окончательно завоеван. Именно эту часть истории вам никогда не перескажет низкорослый российский вождь или его политтехнологи. Как и не расскажут о том, что у христианского населения Крыма никогда не было проблем с мусульманами-«къырымлы», они появились после того, как Александр Суворов в 1778 году начал вывозить из Крыма христиан.

Хан Шагин Гирей уже догадывался, что империя что-то задумала, но предотвратить ничего не мог – Российской империи нужна была территория, а не население. В 1770-х годах население Крыма составляло около 500 тысяч человек, из них 92 процента были «къырымлы». К 1793 году численность Крыма сократилась в четыре (!) раза, в Турцию бежало подавляющее большинство коренного населения, точно также, как в 19 веке Российская империя выселила из Абхазии более 80 процентов абхазов только потому, что они были мусульмане. Как и на всех окраинах Российской империи здесь стали появляться поселения «славян», создавались «линии», то есть осуществлялась политика расселения на границах империи лояльных жителей российской и украинской глубинки, которым цари доверяли больше, чем «бусурманам».

Этот экскурс в историю Крыма и «къырымлы» нужен для того, чтобы в Киеве наконец поняли, что полуостров – не просто географическая или территориальная единица, что передача Крыма из состава РСФСР в УССР была отчасти попыткой спасти территорию, которой не могли управлять пришлые, а восстановить Крым после разрушений царского и советского времени могут только «къырымлы». Только тот народ, который имеет в этой земле корни, который выстрадал возвращение после депортаций 19 и 20 веков – и царской, и советской.

В Киеве и до 2014 года не знали, что делать с Крымом: я помню рассказы моих друзей «къырымлы» о том, как они надеялись на Виктора Ющенко, как Меджлис поддерживал его, а тот прилетел в Симферополь и даже не обратил внимания на то, что вдоль дороги из аэропорта в город стояли тысячи людей, приветствуя приезд президента. Я удивлялся настойчивости моих друзей в Крыму, которые принципиально разговаривали с представителями «русского мира» на украинском языке, вызывая у них раздражение и ненависть. «Къырымлы» всегда позиционировали себя украинцами, гражданами Украины, прекрасно понимая, что верить России с 18 века ни в коем случае нельзя – опять обманут.

Конечно, можно придумать Таврическую область, насадить киевскую власть, выкупить прибрежную зону и зарабатывать «бабло» на крымских пляжах. Но тогда чем отличается украинская власть от российской? «Къырымлы» и так пережили период безвременья, когда вроде как украинская власть Крыма больше позиционировала себя с Москвой, чем с Киевом, а «русский мир» вольготно себя чувствовал на улицах крымских городов, оскорбляя коренное население.

Делить сейчас «шкуру неубитого медведя» – занятие бессмысленное, но современная история так быстро меняется, что неизвестно, что произойдет в ближайшие годы и даже месяцы, хватит ли Москве денег, чтобы содержать оккупационные войска в Крыму и представителей «русского мира», которые и раньше о Крыме не беспокоились, а сейчас и вовсе. Но глуп тот политик, которые не думает о будущем, вдвойне глуп тот политик, который реально не представляет перспективы развития Крыма. И это будущее за «къырымлы»: именно они знают, как возрождать свою землю, как развивать и что восстанавливать.

Особая ценность – диаспора, а она, только турецкая, – огромная, несколько миллионов потомков «къырымлы», которые Российская империя оторвала от родины. И это не просто люди, а специалисты и бизнесмены, готовые вложить деньги в развитие своей исторической родины. Но без политической воли украинской власти это сделать невозможно, потому что эта власть, по большому счету, не знает, как возрождать другие украинские регионы, а тем более, такой сложный как Крым. В Таврическую область точно турецкие бизнесмены вкладываться не будут.

Чем дольше Киев будет отмалчиваться и играть в «кошки-мышки» с Меджлисом, тем больше разочарования будет накапливаться у «къырымлы». Я это видел в 2009 году после Ющенко, когда у моих друзей опускались руки и они уже переставали верить Киеву, а Москве они уже давно не верили. У идеологов украинской государственности может появиться тот же имперский синдром, как у Москвы, и тогда Крым превратится в банальную провинцию.

Такой в Киеве видят Таврическую область? Есть ли вообще видение того, что ожидает Крым и его коренных жителей? Поддержка номенклатуры и видимость беспокойства – крайне мало для того, чтобы поддерживать оставшихся в оккупации людей, необходимо делать реальные шаги, а не давать пустые обещания. Без реального статуса Крым можно вернуть, но возродить не получится.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности