Ким понимал, что попытка начать горячую войну – самоубийственная.
Я, как и все, радуюсь за достижения самого глубокого за прошедшие десятилетия примирения между обеими Кореями. И для себя немного снижаю уровень эпохальности.
В Корее я был (правда, только в Южной) и не как турист, а на длительной стажировке в КОИКА. Встречались с высокими руководителями, ездили в ДМЗ и тому подобное. То, что сейчас произошло – действительно прекрасно и впервые имеет определенные признаки необратимости (только признаки, только первые, но уже имеет).
И стартовая площадка было не такая уж низкая, как казалось. После исторического перемирия 50-х, многочисленных тоннелей и вторжений, отношения между двумя странами постепенно становились лучше, контакты, включая экономические, нарастали. Правда, порой возникали внезапные обострения и все сползало вниз, но совсем не обнулялось.
Например, даже в очень непростые годы в Специальном экономическом районе Кесон и ряде других территорий КНДР действовали заводы Южной Кореи. Правда, эта экономическая интеграция порой приобретала искаженные формы, но все же была. Те, кто стремился увидеть самые красивые виды Алмазных гор, должен был ехать через российские или китайские туристические агентства и трансфером из Пхеньяна. В эксклюзивных местах действовали специальные курортные территории, куда за валюту завозили посетителей только из Южной Кореи. Как раз во время моего пребывания в Сеуле было жесткое обострение: в северокорейского гебиста сдали нервы, когда туристка с Юга начала критиковать вождей.
Он ее застрелил. Но перед этим и после этого там побывали десятки тысяч человек.
Еще Кимы хорошо умели продавать лояльность и мир за еду: короткий инцидент, длительные переговоры и с Юга отправляется очередная партия грузовиков с рисом и не только. Там действовала очень хитрая дальневосточная дипломатия. И жители Сеула, несмотря на все громкие заявления с Севера, не ощущали реальности угроз, хотя еще 10-15 лет тому последние были достаточно явными.
Нынешний мир действительно выдающаяся вещь. Им легитимировано то, что раньше было бы из-под полы. Сейчас создаются механизмы утверждения мира и усиление некоторых (не всех!) форм интеграции. Спонсором привычно будет Сеул, а Пхеньян вновь умело продаст безопасность за высокую цену.
Ким же не идиот и хорошо понимал, что его угрозы ядерным оружием смешные, а попытка начать горячую войну – самоубийственная. И он мастер блефа и сумел добиться своего: с ним почти на равных будет разговаривать лидер мощной державы мира. И не просто будет говорить, но и заплатит инвестициями в закрытые специальные экономические зоны.
Всего этого бы не произошло, если бы не два обстоятельства. Россия, втянувшись в дикие авантюры и агрессивные действия в Европе, все меньше может влиять на ситуацию на Дальнем Востоке.
Ким уже давно перестал ориентироваться на Путина и стал игнорировать его пожелания. Но основным гарантом для КНДР оставался Китай. Пекин и Пхеньян никогда не дружили, отношения были прохладные. Временами и враждебные, но взаимовыгодные. Китай использовал жупел угроз от неадекватного режима КНДР и продавал свою способность быть единственным сдерживающим фактором. А Пхеньян имеет гарантии безопасности на все свои выходки, агрессивную риторику и ядерные испытания.
Никто в мире не решался зайти на геополитическую площадку, за которую монопольно отвечал только Китай. И тут вдруг появился Трамп, который плохо учился в «политической школе» и просто наплевал на сложившуюся геополитическую реальность.
Китайские чиновники быстро пытаются вскочить в последний вагон поезда, что уже тронулся. Но они уже не могут самостоятельно управлять процессом – только присоединиться к тому, который запущен без их участия.
И это уже совершенно новая и до беды интересная реальность!