hronika.info
Александр Охрименко
Все статьи автора
Мнения

Что стоит за ростом кредитования экономики

Банковская система показала отличные результаты.

На 1 мая 2018 года общая сумма депозитов населения в гривне составила 250 млрд. грн. Эта цифра только на один миллиард гривен отличается от показателя 2013 года. Свершилось. После «банкопада» и всех проблем, которые пережил банковский рынок Украины в 2014-2015 годах, ситуация радикально изменилась, и украинцы опять понесли деньги в банки. Это всегда происходит, если никто не старается развалить банковскую систему и не проводит бессмысленные реформы. Для многих украинцев банковский депозит — это главный объект для инвестирования денег. Но, если депозитами в гривне все нормально, то вот объем депозитов в валюте на 1 мая 2018 года составил 8,6 млрд. долл, что на 14 млрд. долл меньше, чем было в 2013 году. Очень напугали украинцев, когда нельзя было забрать валютные депозиты. А тут еще ставки по валютным депозитам существенно снизились и по сравнению с 2013 годом. Поэтому украинцы сейчас больше отдают предпочтение гривневым депозитам. Хотя, если сравнить объемы валютных депозитов население на 1 мая 2018 и на 1 мая 2017 года, то видно, что имеет место рост около 230 млн. долл. Так что медленно, но уверенно украинцы все же несут деньги в банки на депозиты.

А что же банки делают с этими депозитами? Выдают кредиты. Прежде всего банки кредитуют физлиц. Только за период с 1 мая 2017 по сравнению с 1 маем 2018 года объемы выданных кредитов населению вырос на 32 млрд. грн. Хотя до уровня 2013 года не дотягивает более десяти миллиардов. Это в основном потребительское кредитование. Поэтому и ставки по такого рода кредитам высокие, около 31,5%. Это беда нашей банковской системы и не только ее, что нет ипотечного кредитования и автокредитование не работает. А это как раз для экономики Украины очень нужно. Если запустить ипотечное кредитование и сделать ставки по ипотечным кредитам, как в России, не больше 10% годовых в гривне, то это бы стимулировало бы и строительство в Украине и спрос на металл и стройматериалы. Тогда бы действительно рост ВВП Украины был бы выше 5%. Именно это и нужно экономике Украины, а не антикоррупционный суд или повышение цен на газ для населения. Наша власть явно не понимает, что такое настоящая реформа. А жаль.

Объемы кредитования бизнеса за период с 1 мая 2017 по 1 мая 2018 года выросли на 46 млрд. грн. Это очень мало, тем более, что большая часть этих кредитов это перекредитование валютных кредитов в гривневые, и выдача кредитов госмонополиям С кредитованием бизнеса пока не получается. При этом проблема в том, что банки хотят выдавать кредиты, но некому. Потому, что сложно найти заемщика в Украине, который бы отвечал европейским стандартам по уровню оценки кредитоспособности. Вот и получается и банки хотят, и бизнес хочет, но не получается. Как результат, банки больше денег инвестируют на покупку гособлигаций Украины, чем на кредитование бизнеса. За период с 1 мая 2017 по 1 мая 2018 года украинские банки увеличили свои инвестиции в гособлигации Украины на 94 млрд. грн. Это помогает Минфину Украины решать проблему дефицита госбюджета, но это очень опасная тенденция. Фактически, деньги из банковского сектора идут на финансирование госбюджета, а не на финансирование бизнеса. А как раз рост инвестиций в бизнес может быть тем драйвом, которого так не хватает нашей экономике. И в теории, и в практике считается, что главная цель бизнеса банков — это кредитование, прежде всего, бизнеса и бизнеса частного, а не госмонополий, которые никогда кредиты не погашают, а только накапливают долги. Но с этим не получается. Если дальше так слабо будет расти кредитование, ожидать реального роста экономики Украины в ближайшее время не приходится. Ведь игры с госооблигациями затягивают и даже если ситуация и переломится, то может так сложиться, что банки просто не захотят иметь дело с более рисковым кредитованием бизнеса, если можно при минимальном риске игра с деньгами госбюджета. А Минфину Украины тоже может показаться, что проблем с дефицитом госбюджета Украины нет и можно бесконечно продавать новые и новые госооблигации, что проще, чем реально обеспечить рост экономики и рост реальных доходов и налогов бизнеса. Соблазн большой.

И в самом конце. За период с 1 мая 2017 по 1 мая 2018 года денежная база (это фактически эмиссия безналичной гривны) составила 44 млрд. грн. В целом небольшая сумма. Если учесть, что общая денежная база больше 412 млрд. грн. Что касается наличной гривны, то ее за период с 1 мая 2017 по 1 мая 2018 года стало на 33 млрд. грн больше. А все сейчас в Украине в обращении находится 332 млрд. грн. Долларизация экономики Украины медленно, но уменьшается. На 1 мая 2018 года показатель долларизации денежной массы был 30%. Год назад он был 32%. В целом хорошая тенденция — чем меньше долларизация экономики, тем меньше валютных рисков. На 1 мая 2018 года официальные золотовалютные резервы составили 18,4 млрд. долл, а чистые золотовалютные резервы 6,6 млрд. долл. Для сравнения на 1 мая 2017 года официальные золотовалютные резервы Украины были 17,2 млрд. долл, а чистые 4,6 млрд. долл. Но на конец 2013 года официальные золотовалютные резервы Украины были 20,4 млрд долл, а чистые 15 млрд. долл. Все изменилось в нашей банковской системе.

Источник

Рекомендуем прочитать

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

OSHU

Король Карл III и наследие колониального прошлого

OSHU

Австралия снижает возраст уголовной ответственности

OSHU