Предстоящие выборы: как разыграть спектакль

Полным ходом разворачивается кампания переизбрания Порошенко.

Недавно Киев посетила группа немецких чиновников. Их главное впечатление: “Вспомнили 1987 год, когда на новогодние праздники по немецкому телевидению повторно показали поздравление канцлера Гельмута Коля годичной давности”. По словам немцев, во время каждого визита в Украину они слышат одну и ту же пластинку о борьбе с коррупцией и видят потемкинскую деревню реформ.

Прошло четыре года со дня инаугурации президента Порошенко. И теперь полным ходом разворачивается кампания его переизбрания. Открывая фельдшерско-акушерские пунк­ты, врываясь на аукцион по продаже лицензий мобильной связи 4G или перерезая ленточку частного цементного завода, Порошенко хаотично ищет темы позитивных изменений, чтобы продать их избирателю.

Выдвигаясь на второй срок, действующий президент дрейфует в поиске своего избирателя. Эйфория от безвиза прошла, а саботаж реформ подменяется псевдопатриотической риторикой и декларациями о вступлении в НАТО. В условиях дефицита положительных изменений ключевой темой кампании президента становится получение томоса об автокефалии церкви.

В действительности же страна теряет время с такой властью и такими реформами. Фанфары после принятия закона об Антикоррупционном суде больше похожи на звон колокола по утраченным возможностям. Первое упоминание Антикоррупционного суда в украинских законах датировано летом 2016‑го. С тех пор прошло два года. И уйдет еще минимум год, пока суд заработает. В итоге — три года простоя и безопасного грабежа.

Сложно представить, сколько лет понадобилось бы на все это, если бы Украина так остро не нуждалась в деньгах МВФ. Хотя когда речь идет о шкурных интересах, власть любой ценой добивается результата. Для трудоустройства кума генеральным прокурором необходимый закон приняли за несколько часов, а для раздела бюджетных потоков парламент готов заседать до утра.

Похожая история с электронными декларациями для гражданских активистов и членов набсоветов. Прошел год, как президент Порошенко пообещал на саммите Украина—ЕС отменить закон, но так и не сделал этого. В результате множество активистов, добивавшихся создания антикоррупционной инфраструктуры, столкнулись с уголовными делами.

А патриотичная риторика Банковой умирает, когда всплывают новые факты теневого сговора с российскими элитами. Например, исключение путинского спарринг-партнера по дзюдо Аркадия Ротенберга из украинского санкционного списка (Дмитрию Фирташу просто нужен его аммиак), подгонка приватизации Одессаоблэнерго под интересы Александра Бабакова (бывший вице-спикер Госдумы, пришедший в российскую политику вместе с Дмитрием Рогозиным) или монопольные поставки в Украину автомобильного газа и дизеля через друзей Виктора Медведчука.

До выборов осталось мало времени. Проводить реформы уже нет ни сил, ни политической воли, поэтому ресурсы бросают на создание альтернативной реальности в интернете и на телевидении.

Порошенко может быть избран президентом. Его слишком рано списывать со счетов. За ним — административный ресурс местной власти, политический сыск СБУ, репрессивная машина прокуратуры, телевизионные возможности олигархов. И много денег. Если Борис Ельцин смог переизбраться в 1996‑м, если Леонид Кучма прошел на второй срок в 1999‑м, то чем хуже Порошенко? Вопрос лишь в правильном моделировании второго тура и подборе удобного, максимально одиозного оппонента. Как Зюганов или Симоненко.

Однако такой же шанс победить есть и у Юлии Тимошенко. На ее стороне — бедность украинских граждан и ресурсная база партии, пустившей глубокие корни по всей стране. Это гарантирует стойкость ее электората, который проголосует в любую погоду.

Помимо Порошенко и Тимошенко, в условиях дефицита справедливости шансы на избрание есть и у третьей силы. Выстреливший рейтинг Анатолия Гриценко принялись тушить историями о его якобы злоупотреблениях во время работы министром. На прошлой неделе Рада впервые за много месяцев создала временную следственную комиссию. Решили даже не прятаться, дав ей мандат изучать деятельность с 2004 года — аккурат к дате, когда Гриценко возглавил Минобороны. Реализовывает сценарий Сергей Пашинский и его верный помощник Иван Винник — люди из ближайшего окружения Александра Турчинова, негласного главы предвыборного штаба Порошенко.

Против Святослава Вакарчука собираются выпустить толпу других певцов и шоуменов, чтобы размыть его идентичность и подорвать шансы на победу. Дискредитации всего и вся будут посвящены ближайшие месяцы. А в реформах на год-полтора объявляется перерыв.

Источник

Похожие статьи

Почему инвестиции в «однушки» – это стабильный и надежный выбор

Король Карл III и наследие колониального прошлого

Австралия снижает возраст уголовной ответственности