Политик, претендующий на лидерство, должен знать историю.
Искусственный раскол общества по исторической линии – это реальность в которой выросло не одно поколение украинцев. При этом апологеты всех исторических лагерей в одинаковой степени проповедуют одну, общую радикальную логику – «прошлое определяет будущее». Умеренные взгляды неприемлемы ни для одних, ни для других. Компромисс невозможен не только между ними, но и с теми теми, кто в принципе избегает этой дискуссии и не готов пристать к какому-то лагерю.
Я думаю, любой, кто становится свидетелем такой дискуссии пытается найти свой ответ – кто прав, кого поддержать и как принципе это касается будущего.
На прошлой неделе в Киеве был Нил Фергюсон (Niall Ferguson) – британский историк, писатель и автор книги «Цивилизация. Чем Запад отличается от остального мира». Яркий, открытый, глубокий и удивительно внятный. Во время публичной лекции он несколько раз говорил необходимости подписания нового контракта между поколениями. В конце лекции мой хороший друг Андрей Круглашов попросил Нила уточнить, что именно он имеет в виду под этим контрактом.
Дальше не мой текст. Но он очень резонирует с тем, как я это видел, но долгое время не мог или не решался сформулировать решение исторического дискурса в нашей стране.
«В предыдущие века среди политиков было принято бороться за будущее процветание. К примеру, мой дедушка сражался во Второй мировой войне против Германии. Они сражались за свободу будущих поколений. После второй мировой войны все изменилось – мы перестали отстаивать будущие поколения.
Нам нужен другой социальный контракт. Не тот, о котором говорил Руссо, мне кажется, это уже консервативный подход. Нам нужен социальный контракт между мертвыми, живыми и теми, кто еще не родился.
Конечно, мы обязаны мертвым, должны уважать их, а старшее поколению должно рассказывать младшему о прошлом и настоящем. Но этого недостаточно. Дело в том, что в этом дискурсе не представлены интересы тех, кто еще не родился. Подумайте о них. Когда вам 19-20-30 лет, вы, возможно, не думаете об этом. Многие из вас еще не знают своих детей и внуков. Но когда-нибудь они станут самым дорогими в вашей жизни. Мы же используем процветание здесь и сейчас, в своих личных целях – живем сегодня, находим сегодня, теряем сегодня, порождая все больше неблагоприятных условий для будущих поколений, которым придется за все это как-то платить.
Это не о борьбе за перераспределение ресурсов между классами, не о климатических изменениях и т.п. Это социальный контракт, между живыми и еще не родившимися. И я сейчас говорю не только климатических изменений. Если мы хоть немного начнем бороться за будущее, мы сможем избежать коллапса.» (Нил Фергюсон, июнь-2018, г. Киев).